Высокоскоростной железнодорожный транспорт и перспективы его развития в мире (Окончание)

Важной чертой современного этапа развития высокоскоростного железнодорожного движения в мире является то, что в ряде стран вплотную подошли к освоению в коммерческой эксплуатации нового диапазона скорости — 300–350 км/ч. Во Франции, Республике Корея (Южная Корея), КНР повышение максимальной скорости движения поездов на специализированных магистралях до 360–380 км/ч рассматривается как практическая задача.

В англоязычной литературе все чаще наряду с привычным определением «высокоскоростные железные дороги» (англ. high speed railways), к которым относят линии с диапазоном скорости 251–300 км/ч, используется новое понятие «железные дороги с очень высокой скоростью» (англ. very high speed railways) (например, в материалах Международного союза железных дорог (МСЖД). В данном случае имеются в виду магистрали и поезда для движения со скоростью более 300 км/ч. По-русски их, с точки зрения автора, правильнее всего было бы назвать сверхскоростными железными дорогами.

На схеме (рис. 1), отражающей состояние ВСМ в Европе в 2012 г., видна складывающаяся высокоскоростная железнодорожная сеть континента с диагональными протяженными маршрутами от Лондона до Салерно и Бари в Италии, от Берлина до Малаги и Севильи в Испании, а также широтный от Лиссабона до Венеции.

Основными компонентами этой сети являются ВСМ Франции, Германии, Италии, стран Бенилюкс, а также Испании. Планы создания высокоскоростных железных дорог в этих странах близки к завершению. В Германии идет сооружение магистрали Берлин — Нюрнберг — Мюнхен, в Италии создается Т-образная высокоскоростная сеть Генуя / Турин — Милан — Венеция, Милан — Рим — Неаполь — Салерно / Бари.

Для включения ВСМ Италии в общеевропейскую сеть планируется строительство соединительных линий Марсель — Ницца — Генуя, Лион — Турин, Милан — Цюрих.

В качестве приоритетных проектов развития сети ВСМ Франции до 2025 г. рассматриваются направления Париж — Бордо, а также ВСМ Северо Западного направления.

За пределами Европы наибольшее распространение высокоскоростной железнодорожный транспорт получил в КНР и Японии. Протяженность японских ВСМ составляет 2664 км. Высокоскоростные магистрали в этой стране выдержали экзамен катастрофического землетрясения 11 марта 2011 г. магнитудой 9 по шкале Рихтера. Близка к завершению базовая высокоскоростная железнодорожная сеть Японии. Из важнейших проектов отметим сооружаемую в сложной горной местности ВСМ Нагано — Канадзава (260 км, окончание — в 2015 г.).

В Республике Корея (Южная Корея) продолжается строительство ответвления от введенной на всем протяжении (412 км) в эксплуатацию в 2010 г. ВСМ Сеул — Тэгу — Пусан. Линия Тэджон (Осонг) – Мокпхо (порт на южной оконечности Корейского полуострова) протяженностью 235 км строится в два этапа. Первый, Осонг — Кванджу (186 км), планируют ввести в эксплуатацию в 2014 г., второй (49 км) до Мокпхо еще находится в стадии проектирования.

С точки зрения распространения технологий высокоскоростного железнодорожного транспорта в мире, в частности в Передней Азии, примечательным является проект ВСМ Haramain (известный так же как Западная железная дорога) в Саудовской Аравии. Магистраль протяженностью 449,2 км, рассчитанная на движение поездов со скоростью до 320 км/ч, соединит два священных для мусульман города Мекку и Медину.

В последние годы значительного прогресса в освоении высокоскоростного железнодорожного движения добилась Турция. Здесь создание сети высокоскоростных сообщений является частью плана модернизации всего железнодорожного транспорта страны до 2023 г. — года празднования 100 летнего юбилея Турецкой Республики.

Знаменательным событием ближайшего пятилетия станет открытие первой ВСМ на Африканском континенте — высокоскоростной магистрали Рабат — Танжер в Марокко. Строящаяся в настоящее время ВСМ Танжер — Рабат длиной 200 км, рассчитанная на максимальную скорость движения поездов 350 км/ч, является первым участком будущей высокоскоростной сети королевства.

Предыдущий VII Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению (Пекин, декабрь 2010 г.) прошел под знаком триумфа китайской программы высокоскоростного железнодорожного строительства. На том этапе движение со скоростью более 200 км/ч в КНР осуществлялось на 7,5 тыс. км построенных и реконструированных железнодорожных линий. 30 апреля 2012 г. была введена в строй самая протяженная ВСМ в мире Пекин — Шанхай (длиной 1318 км).

В числе важнейших объектов, намеченных к сдаче в текущем году, ВСМ Пекин — Ухань протяженностью 1125 км, рассчитанная на максимальную скорость 350 км/ч. По расписанию поезда будут двигаться со скоростью до 300 км/ч. Путь следования по железной дороге из столицы страны до одного из крупнейших городов в Центральном Китае сократится с 10 до 4 ч. Второй крупной магистралью, намеченной к сдаче в эксплуатацию в текущем году, является линия Харбин — Далянь протяженностью 904 км.

В настоящее время единственной линией, где в США осуществляется высокоскоростное движение, является реконструированная в конце прошлого столетия магистраль Нью-Йорк — Вашингтон. На ней с 2000 г. со скоростью до 240 км/ч обращаются поезда Acela. 5 июля 2012 г. законодательное собрание штата Калифорния одобрило план строительства государственной ВСМ. Активно поддерживает проект и губернатор штата Дж. Браун, избранный в 2010 г.

Проект создания высокоскоростного железнодорожного транспорта в Калифорнии будут реализовать в несколько этапов, и его полное завершение намечено к 2029–2030 гг.


« Публикации

Читайте также

Электрички-"дальнобойки" могут исчезнуть

  Составы, которые будут следовать дальше, чем на 70 км, переименуют в поезда Электрички, которые сейчас ходят на расстояние 250—300 км, могут исчезну...

Почему умер "АэроСвит"

В банкротстве авиакомпании неожиданно обвинили пассажиров, а пилоты предпочитают не вспоминать, что работали в «АэроСвите» Банкротство «АэроСвита», ка...

Работники "Аэросвита": Мы тратили в командировках свои деньги, а теперь остались без зарплаты!

Люди жалуются, что компания не рассчиталась с ними за несколько месяцев. В "Аэросвите" долг признают, но перечислить деньги пока не могут Работники "А...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...