На пути в Европу


Украинская столица Киев с населением почти 3 млн человек входит в десятку самых крупных городов Европы. Этот город имеет богатейшую историю, в том числе, связанную с развитием транспорта в Российской Империи и СССР. Именно тут впервые в России появился электрический трамвай, именно в Киеве был построен первый в мире цельносварной мост по технологии, которую используют сейчас при строительстве почти всех мостов в мире, именно в украинской столице расположена самая глубокая станция метро в мире.

Авиационный транспорт

"Борисполь" является основными воздушными воротами Украины. Аэропорт обслуживает около 6 млн пассажиров в год. Воздушная гавань расположена в 29 км к юго-востоку от Киева, около города Борисполь Киевской области.

Аэропорт основан постановлением Совета Министров УССР 22 июня 1959 года на базе военного аэродрома. 7 июля 1959 года начались грузовые и пассажирские перевозки. Первые обслуживаемые рейсы: Москва – Киев – Москва и Ленинград – Киев – Ленинград. В 1965 году был открыт новый Бориспольский аэровокзал. С 1980-х годов аэропорт обеспечивал некоторые заграничные перевозки высшего аппарата СССР, рядовые граждане СССР, однако отбыть за границу могли только из московского аэропорта "Шереметьево".

В аэропорту в настоящий момент существует три терминала – терминал А (внутренние рейсы), терминал В (международные рейсы) и терминал С (VIP-терминал). Однако существующие аэровокзальные комплексы уже давно не справляются с возрастающим с каждым годом пассажиропотоком, да и проведение Чемпионата Европы по футболу в 2012 году в Украине также затрагивает судьбу аэропорта.

Помимо этого, в "Борисполе" сейчас активно ведется строительство большого терминала D, который должен быть сдан к 1 октября 2011 года, а его открытие для пассажиров запланировано на конец ноября того же года. Проектом терминального комплекса площадью 95 тыс. кв. м предусмотрено строительство пассажирского терминала, перрона для воздушных судов, автомобильных дорог, автомобильной эстакады. Пропускная способность терминала составит около 3 тыс. пассажиров в час.

Кстати, согласно программе развития аэропорта "Борисполь" до 2020 года, главные воздушные ворота Украины должны стать международным транзитным узловым аэропортом трансконтинентального значения. В документе говорится, что общая пропускная способность аэропорта к 2020 году должна увеличиться почти в пять раз – до 20,5 млн пассажиров в год.

Доехать до Киева из аэропорта можно также на такси. Стоимость проезда в центр города составит от 200 грн (800 рублей). Несмотря на прохождение в нескольких километрах железнодорожной линии, вопрос об организации железнодорожного сообщения из центра Киева в аэропорт обсуждается уже много лет, однако никаких конкретных проектов до сих пор нет, во многом из-за проблем с выкупом земельных участков, по которым пройдет линия.

На территории аэропорта находится самый большой в Украине авиационный музей, где на площадке под открытым небом представлены многие образцы гражданской и военной авиатехники.

Из аэропорта до центра украинской столицы можно доехать на троллейбусе N9, который следует до Южного железнодорожного вокзала или N22, который доставит до станции метро "Шулявская" или "Дорогожичи" (стоимость проезда 1,5 грн). Кроме того, до центра Киева курсируют маршрутные такси NN 565, 568 (2 грн). В 5 минутах ходьбы от аэровокзала расположена станция "Киев-Волынский", на которой останавливаются пригородные электропоезда. В далекой перспективе рядом с аэропортом будет открыта станция метро.

В Киеве расположено два железнодорожных вокзала – Центральный вокзал, построенный в 30-х годах прошлого века и Южный вокзал, который открылся в начале XXI века. По сути, это просто разные здания одной и той же станции "Киев-Пассажирский".

Первый железнодорожный вокзал в Киеве был сооружен в 1868-1870 годах и представлял собой двухэтажное здание из желтого кирпича в стиле староанглийской готики. 11 (23) августа 1877 года в здании железнодорожного вокзала Киева произошел сильный пожар. Сооружение восстановили, но ввиду расширения железнодорожного сообщения было решено провести реконструкцию и вокзала, и всей станции, которая должна была улучшить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности всего железнодорожного узла.

Проект предполагал строительство двух вокзалов, соединенных вместе в виде буквы "Н" (идея воплотилась в жизнь только в 2001 году с постройкой Южного вокзала). Главное здание комплекса должно было быть решено в романских формах. Планировалось, что поезда дальнего следования всех четырех направлений и пригородного восточного направления принимаются и отправляются с путей, расположенных параллельно длинной оси здания вокзала. Пригородные же поезда западного направления – с тупиковых путей, расположенных к западу от вокзала.

К идее сооружения капитального здания вокзала возвратились в середине 1920-х годов. Новое здание железнодорожного вокзала в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было сооружено в 1928-1932 годах.

Самое большое скопление пассажиров наблюдается на Центральном вокзале: здесь находится вход в метро на станцию "Вокзальная" и платформы пригородных электропоездов. На Южном вокзале народу поменьше – здесь нет таких очередей в кассы и на привокзальной площади. Чтобы попасть на Южный вокзал из метро, нужно войти в здание Центрального вокзала, подняться на второй этаж и пройти по длинному крытому переходу. Камеры хранения находятся в подвале Центрального вокзала (стоимость суток хранения багажа – от 12 грн за сумку).

От привокзальной площади Центрального вокзала курсируют маршрутные такси в различные города Украины. Кроме того, от вокзала можно добраться на автобусе, троллейбусе или маршрутке до центра города.

В будущем планируется построить на месте станции "Дарница" современный вокзальный комплекс, превратив тем самым станцию в Дарницкий вокзал.

Киевской речной порт был построен в 1897 году. Причалы порта тянутся от Гавани до станции метро "Днепр". Сегодня транспортные перевозки по Днепру нерентабельны – выполняются лишь туристические. Стоимость часовой прогулки по Днепру от Речного вокзала, который расположен на Почтовой площади, составляет 40 грн (160 рублей) в выходной день и 30 грн в будни. На прогулочных маршрутах работает большое количество компаний, которые в основном используют для перевозок теплоходы типа "Москва". В теплый летний выходной день теплоходы курсируют с интервалом около 10-15 минут.

От Речного вокзала отправляются также прогулочные теплоходы по более длинным маршрутам, но интервалы по этим направлениям высокие, а некоторые маршруты курсируют только по выходным и праздничным дням. Кроме того, от вокзала отходят большие четырехпалубные теплоходы в направлении Ялты, Одессы и болгарского порта Несебр. Минимальная стоимость 8-дневного круиза составляет от 22 тыс. рублей с человека.

Метрополитен

Только спустя двадцать лет планы по строительству метро в Киеве обрели правдоподобие. 9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова "Проект Киевского метрополитена". За этот проект молодой инженер был награжден премией размером в 1000 рублей. Киевский Горсовет некоторое время отвечал не в пользу метро, но в 1938 году начались предварительные работы, которые прекратились с началом Великой Отечественной войны.

В настоящее время Киевский метрополитен имеет 3 действующие линии, суммарная эксплуатационная длина которых 59,9 км. К услугам пассажиров 46 станций с тремя пересадочными узлами, расположенными треугольником в историческом центре Киева.

В день услугами метрополитена пользуются более 1,3 млн человек. Однако существующие линии в часы "пик" не справляются с большим потоком пассажиров. Во многом это происходит из-за того, что станции в метро Киева короче, чем в Москве и Петербурге. Если в Москве курсируют восьмивагонные составы, то в Киеве – пятивагонные и без перестройки станций добавить, хотя бы еще один вагон просто невозможно.

Еще одной проблемой является нехватка подвижного состава, из-за чего интервалы даже в часы "пик" достигают 3-5 минут. Улучшить проблему поможет также постройка дополнительных станций, особенно пересадочных в центре города. Однако из-за финансовых проблем строительство очень нужной в городе Подольско-Вигуровской линии пока так и не началось, хотя в начале 2000-х годов планировалось частично открыть движение по линии в 2009 году.

Можно также оплатить проезд с помощью транспортной карты. Карту можно приобрести в кассе метрополитена за 7 грн в залог и пополнить ее на некоторое число поездок (не более 50) или на число дней, кратное 15. Также можно пополнить карту в терминалах, размещенных в кассовых залах станций. Для прохода требуется поднести карту к особому индикатору вверху турникета и проходить после звукового сигнала или появления зеленого света.

Подвижной состав в метро аналогичен поездам в других городах СНГ. Тут курсируют поезда типа Е и составы 81-717p>

Городская электричка

Киевская городская электричка действует со 2 сентября 2009 года. В настоящее время запущена первая очередь, которая включает в себя две остановки ("Троцщина" и "Киев-Петровка") и работает только в часы "пик". Время в пути – 7 минут. Интервал между отправлениями электрички составляет 14 минут. В 2010 году планируется открыть еще две станции на маршруте – "Сырец" и "Борщаговка", а в перспективе – включить в маршрут движения все станции на "Северном кольце" железнодорожной системы Киева.

Автобус

Впервые запустить регулярное автобусное движение в Киеве пытались еще в 1913 году. Однако полноценная работа началась с 10 декабря 1925 года. Тогда на единственном маршруте работало 2 автобуса. Теперь в Киеве действует около 70 автобусных маршрутов. Функционируют 8 автобусных парков.

Для оплаты проезда в наземном транспорте Киева можно использовать разовый билет, который дает право одной поездки, либо проездной билет на календарный месяц. Разовый проездной билет стоит 1,5 грн. Его можно приобрести в билетных киосках на остановках, либо в салоне у кондуктора или водителя. В случае отсутствия в салоне кондуктора, одноразовый проездной билет необходимо прокомпостировать в компостере. За оплатой проезда в наземном транспорте следят контролеры. Всегда требуйте и проверяйте документы у контролеров (часто попадаются фальшивые). Если вы согласились заплатить штраф, вам должны дать квитанцию об уплате штрафа. Сумма штрафа – 30 грн.

От центрального автовокзала, который расположен на Московской площади, можно доехать до многих городов Украины, а также за рубеж. Кроме того, в городе существует еще несколько автостанций.

Стоимость проезда в маршрутках Киева – 2-3 грн. Оплата производится водителю при посадке в автобус. Водитель должен выдать талон (но обычно не делает этого). Право бесплатного проезда имеют несколько групп льготников (ветераны, инвалиды) – при этом право на посадку в один автобус имеет ограниченное количество льготников. На маршрутах в подавляющем количестве работают автобусы "Богдан", конструкция и удобство которых для пассажиров оставляют желать лучшего.

Строительство первой троллейбусной линии в Киеве началось в 1934 году с возвратом Киеву статуса столицы УССР (в 1919-1934 гг. столицей УССР был Харьков). Первая троллейбусная линия открылась 5 ноября 1935 года и проходила по улице Красноармейская, сейчас – Большая Васильковская. В настоящий момент троллейбусная система города насчитывает около 40 маршрутов. Функционируют 4 троллейбусных парка. Оплата проезда полностью совпадает с оплатой проезда в автобусе или трамвае.

Трамвай

В 1978 году в Киеве открыли первую в СССР линию скоростного трамвая от площади Победы до жилого массива Борщаговка. С 2007 года этот маршрут находится на реконструкции. В июне 2010 года планируется открыть первые 4 станции, а полностью ввести в эксплуатацию обновленную линию планируется до конца 2010 года. До 1 января 2009 года существовала также линия скоростного трамвая в Левобережной части города, но в итоге она была закрыта. В сентябре 2009 года после запуска городской электрички было объявлено о том, что линия скоростного трамвая будет продлена до остановочной платформы "Троещина" и запущена вновь.

Фуникулер

Первоначально, при постройке, длина линии была на 38 м короче, чем сейчас. Она доходила только до улицы Боричев ток, откуда на Контрактовую площадь ходил трамвай частного Бельгийского акционерного общества, монополизировавшего трамвай и конку во многих городах Российской Империи.

Причиной не достройки фуникулера сразу до Почтовой площади стало сопротивление со стороны владелицы одной из усадеб, расположенных на Боричевом току на пути "канатки". Цена, которую она затребовала в качестве компенсации за снос дома и устройство нового, была для города неподъемной, а государство надежно охраняло законами частную собственность. Только с установлением Советской власти воплотили в жизнь первоначальную идею.

Такси

Узнать киевские такси несложно: они оборудованы оранжевыми "шашечками" на крыше. Многие фирмы располагают радиофицированными машинами и работают круглосуточно. Цена проезда – от 1,5 грн за 1 км пути. У каждой фирмы свои правила: одни берут плату за подачу автомобиля, заказанного по телефону, и провоз багажа, другие рассчитывают стоимость поездки исходя из фиксированных тарифов и дальности маршрута, третьих интересует только плата за пройденное расстояние.

Вызвать такси можно по телефону. Чтобы "поймать" такси на улице нужно голосовать. Кроме того, машины такси всегда можно найти на основных магистралях города и возле основных достопримечательностей. Подвижной состав машин разнообразный: от дорогих машин до поддержанных "Опелей" и "Дэу".

<час, не "подрезают" на дороге других участников движения, не ездят на красный сигнал светофора, обо всех маневрах предупреждают включением поворотников. Кроме того, водители всегда пропускают пешеходов на наземных нерегулируемых пешеходных переходах. Делают это как владельцы дешевых машин, так и водители дорогих иномарок.

Особая проблема заключается в нехватке мостов через Днепр. В настоящий момент в городе имеется 4 автомобильных моста через главную реку города и еще один в районе Киевского моря. В стадии строительства находится еще два моста: Подольско-Воскресенский мостовой переход и Дарницкий мост, который станет не только железнодорожным, как это есть сейчас, но и автомобильным.

Транспортная система Киева имеет разветвленную систему маршрутов наземного транспорта, правда большинство из них осуществляется маршрутными такси, что неприемлемо для современного европейского города, во всяком случае тем подвижным составом, который на них используется.

« Публикации

Читайте также

Поездов в Крым стало больше, а ходить они будут чаще

  УЗ подкорректировала расписание и увеличила количество вагонов "Укрзализныця" назначила дополнительные поезда в направлении Крыма, а также увеличила...

В ж/д-кассах уже продают билеты с учетом перехода на зимнее время

  "Укрзализныця" согласовала график поездов В связи с переходом Украины 27 октября в 4:00 на зимнее время  "Укрзализныця" откорректировала график движ...

На новогодние праздники в Украине ходили рекордно длинные поезда

Железнодорожники перевезли треть миллиона пассажиров Донецкие железнодорожники во время январских праздников подавали на перроны рекордно длинные пасс...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...