Древнейшая морская профессия


В современном мире морские и речные суда оснащены новейшим оборудованием, однако необходимость в услугах лоцманов не отпала. Более того, например, чтобы зайти в морские порты России услуги лоцмана являются обязательными, как бы хорошо капитан не знал особенности порта. В нашей стране лоцманы помогают капитанам кораблей зайти в порты и проходить опасные участки рек и каналов.

Лоцманы известны с давних времен. Так, например, судоводители Древнего мира пользовались не только морскими картами, но и "Периплами" – своего рода морскими лоциями. Из них можно было узнать обо всем, что могло бы помочь определить местонахождение судна, места якорных стоянок, указаны ориентиры при плавании вблизи берегов, места, где было возможно отремонтировать корабль и запастись пресной водой. Но самое главное, они содержали сведения о лоцмане: как его вызвать и в каком районе следует пользоваться его услугами.

Стоит отметить, что во времена Петра I семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. Он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение. Даже после увольнения со службы по старости или по здоровью все эти льготы оставались за лоцманами.

Если же проводка судна длится более 12 часов, на него отправляют двух лоцманов, сменяющих друг друга. При этом капитан обязан предоставить им проживание и питание наравне с остальными членами экипажа.

Стоимость платы за услуги лоцмана и порядок выплаты устанавливается правилами, которые издают морские министерства по согласованию с министрами силовых ведомств, а также уставами лоцманских обществ. Кроме провода кораблей и судов к обязанностям лоцманов относится производство в портах промеров рейдов и фарватеров, участие в постановке предупредительных знаков и т.п.

Лоцманами становятся лишь люди, которые имеют не только соответствующий морской диплом, но и солидный опыт работы старшим помощником капитана или капитаном. Управляя суднами, лоцман должен очень хорошо знать и учитывать не только разнообразные тактико-технические, но и природные факторы: глубину и особенности рельефа канала, скорость и направление действующих течений, силу ветра и т.п.

Если претендент отвечает всем этим требованиям, он может смело подавать документы для аттестации на звание лоцмана. Помимо знания фарватера, особенностей того или иного причала, а также умения общаться с капитаном, лоцману необходимо знать английский язык, который считается единым для общения на море.

Эта профессия является элитной и малочисленной: обычно на один порт приходится, как правило, одна лоцманская служба, которая насчитывает в среднем 12-17 специалистов. Поэтому открытых вакансий на эту профессию найти практически невозможно. Лоцманы работают в государственных лоцманских службах или автономных некоммерческих организациях. При этом, к примеру, в морском порту Санкт-Петербурга зарплата многих лоцманов превышает 100 тысяч рублей. Стоит отметить, что капитаны морских кораблей, а именно с этой должности преимущественно и переходят на лоцманскую службу, получают сейчас по $7-8 тысяч. Лоцманы в Германии для сравнения получают в среднем по 10 тысяч евро в месяц

« Публикации

Читайте также

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...