Пригородный железнодорожный транспорт: организация перевозок и тарифная политика

Специфика пригородного комплекса состоит в том, что вопросы содержания инфраструктуры решаются на федеральном уровне, а вопросы организации транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом — на региональном.

Тарифы на пригородные железнодорожные перевозки устанавливаются на уровне себестоимости и рентабельности, обеспечивающих безубыточность этих перевозок. Потери, которые терпят организации железнодорожного транспорта в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования должны возмещаться в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. С учетом социальной значимости пригородных пассажирских перевозок и результатов структурной реформы железнодорожного транспорта Правительство РФ приняло ряд решений по субсидированию пригородных пассажирских перевозок. Однако, никаких мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ и компенсации потерь в доходах перевозчикам пригородного железнодорожного сообщения принято не было. Между тем ОАО «РЖД» считает, что компенсировать убытки ППК, возникающие вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров, должны, прежде всего, субъекты федерации.

В структуре себестоимости перевозок СЗППК оплата услуг ОАО «РЖД» составляет 84 % себестоимости перевозок, осуществляемых компанией, из них государством регулируются только тарифы на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, формирующие 46 % себестоимости перевозок. Другие 38 % затрат СЗППК составляет арендная плата за использование вагонов, локомотивов, кассовых залов, оплата услуг локомотивных бригад, технического обслуживания, ремонта, экипировки подвижного состава по ценам, назначаемым ОАО «РЖД». И лишь 6 % затрат на услуги сторонних организаций формируется с использованием рыночных механизмов.

Совершенно очевидно, что созданные в таком виде ППК полностью зависимы от ОАО «РЖД», не имеют собственных ресурсов для снижения себестоимости перевозок и вследствие этого мотивированы на получение финансовой поддержки извне, в том числе для получения средств региональных бюджетов в доходную часть ОАО «РЖД» и других организаций.

По расчетам СЗППК, представленным в сентябре 2011 г., согласно утвержденной ФСТ России методике, экономически обоснованный уровень тарифов на пригородные перевозки в Псковской области в 2011 г. должен составлять 8,77 руб. за 1 км, что значительно превышает платежеспособность населения области (в настоящее время тариф составляет 1,50 рублей за 1 км). К тому же при тарифе 8,7 руб./км поезда будут отправляться пустыми (стоимость 1 км на пригородных автомобильных перевозках — 2,2 руб).

Заявленная железнодорожниками потребность в субсидиях на обеспечение пригородных железнодорожных перевозок из областного бюджета в 2011 г. составит 450,81 млн руб. (с учетом 100%-ной платы за инфраструктуру — 525,0 млн рублей). Уровень бюджетной обеспеченности Псковской области остается самым низким среди субъектов РФ в Северо-Западном федеральном округе. Несмотря на это, областной бюджет на 2011 г. предусматривает 61 млн руб. на компенсацию выпадающих доходов СЗППК.

Финансовый результат должен быть получен в совместной работе перевозчика и субъекта РФ. У ППК не исчерпаны все возможности оптимизации затрат и увеличения доходов за счет рационализации сезонных и ежедневных графиков движения, варьирования составностью поездов, дифференциации тарифов в зависимости от расстояний поездки пассажиров, повышения собираемости платы за проезд пассажиров, получения прибыли от сопутствующих видов деятельности. Регионы готовы к совместному решению этих вопросов. Однако ППК не проявляют заинтересованности в реализации указанных возможностей и используют более простой путь — требуют от регионов компенсировать свои убытки. В настоящее время субъекты РФ не способны полностью компенсировать затраты пригородных компаний. В связи с этим возникает угроза полной остановки работы пригородного железнодорожного транспорта.


« Публикации

Читайте также

Правительство заставит водителей вовремя менять резину

Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения рассмотрит возможность введения для водителей обязательного требования использовать зимнюю резину. Соответствующее поручение..

АвтоВАЗ начнет экспорт Lada Granta в Европу в 2013 году

Российский автоконцерн АвтоВАЗ собирается начать экспорт модели Лада Гранта в европейские страны уже в 2013 году, сообщилает пресс-служба компании. На европейский рынок новинку будут поставлять в комплектации..

Завод «Форд» во Всеволожске выпустил 500-тысячный автомобиль

На заводе Ford во Всеволжске выпущен 500-тысячный экземпляр. Этим счастливчиком удалось стать Ford Focus III в кузове универсал. Такое знаменательное событие произошло сегодня, а автомобиль дважды вошел в историю, ведь..

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...