Пригородный железнодорожный транспорт: организация перевозок и тарифная политика

Специфика пригородного комплекса состоит в том, что вопросы содержания инфраструктуры решаются на федеральном уровне, а вопросы организации транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом — на региональном.

Тарифы на пригородные железнодорожные перевозки устанавливаются на уровне себестоимости и рентабельности, обеспечивающих безубыточность этих перевозок. Потери, которые терпят организации железнодорожного транспорта в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования должны возмещаться в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. С учетом социальной значимости пригородных пассажирских перевозок и результатов структурной реформы железнодорожного транспорта Правительство РФ приняло ряд решений по субсидированию пригородных пассажирских перевозок. Однако, никаких мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ и компенсации потерь в доходах перевозчикам пригородного железнодорожного сообщения принято не было. Между тем ОАО «РЖД» считает, что компенсировать убытки ППК, возникающие вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров, должны, прежде всего, субъекты федерации.

В структуре себестоимости перевозок СЗППК оплата услуг ОАО «РЖД» составляет 84 % себестоимости перевозок, осуществляемых компанией, из них государством регулируются только тарифы на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, формирующие 46 % себестоимости перевозок. Другие 38 % затрат СЗППК составляет арендная плата за использование вагонов, локомотивов, кассовых залов, оплата услуг локомотивных бригад, технического обслуживания, ремонта, экипировки подвижного состава по ценам, назначаемым ОАО «РЖД». И лишь 6 % затрат на услуги сторонних организаций формируется с использованием рыночных механизмов.

Совершенно очевидно, что созданные в таком виде ППК полностью зависимы от ОАО «РЖД», не имеют собственных ресурсов для снижения себестоимости перевозок и вследствие этого мотивированы на получение финансовой поддержки извне, в том числе для получения средств региональных бюджетов в доходную часть ОАО «РЖД» и других организаций.

По расчетам СЗППК, представленным в сентябре 2011 г., согласно утвержденной ФСТ России методике, экономически обоснованный уровень тарифов на пригородные перевозки в Псковской области в 2011 г. должен составлять 8,77 руб. за 1 км, что значительно превышает платежеспособность населения области (в настоящее время тариф составляет 1,50 рублей за 1 км). К тому же при тарифе 8,7 руб./км поезда будут отправляться пустыми (стоимость 1 км на пригородных автомобильных перевозках — 2,2 руб).

Заявленная железнодорожниками потребность в субсидиях на обеспечение пригородных железнодорожных перевозок из областного бюджета в 2011 г. составит 450,81 млн руб. (с учетом 100%-ной платы за инфраструктуру — 525,0 млн рублей). Уровень бюджетной обеспеченности Псковской области остается самым низким среди субъектов РФ в Северо-Западном федеральном округе. Несмотря на это, областной бюджет на 2011 г. предусматривает 61 млн руб. на компенсацию выпадающих доходов СЗППК.

Финансовый результат должен быть получен в совместной работе перевозчика и субъекта РФ. У ППК не исчерпаны все возможности оптимизации затрат и увеличения доходов за счет рационализации сезонных и ежедневных графиков движения, варьирования составностью поездов, дифференциации тарифов в зависимости от расстояний поездки пассажиров, повышения собираемости платы за проезд пассажиров, получения прибыли от сопутствующих видов деятельности. Регионы готовы к совместному решению этих вопросов. Однако ППК не проявляют заинтересованности в реализации указанных возможностей и используют более простой путь — требуют от регионов компенсировать свои убытки. В настоящее время субъекты РФ не способны полностью компенсировать затраты пригородных компаний. В связи с этим возникает угроза полной остановки работы пригородного железнодорожного транспорта.


« Публикации

Читайте также

Работа крупнейшей авиакомпании мира Lufthansa парализована из-за забастовки

На понедельник отменены почти все рейсы аивгиганта. Работники немецкой компания Lufthansa продолжают забастовку. Так, на понедельник, 22 апреля, отмен...

Из Киева в Кировоград теперь можно доехать в беспересадочном вагоне

Дополнительный вагон "прицепили" к криворожскому поезду Учитывая многочисленные пожелания пассажиров, Государственная администрация железнодорожного т...

В Крыму из-за бомб остановили поезда

В нескольких метрах от железнодорожного полотна обнаружили 6 снарядов и 2 мины В Бахчисарайском районе Крыма, в районе станции «Сирень», приостановлен...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...