Обновление и развитие портового флота России

Динамика объемов перевалки российских грузов через российские морские порты за период 2001–2011 гг. (рис. 1) свидетельствует о том, что данный показатель ежегодно увеличивается. Анализируя изменения объемов переработки грузов российскими портами за 10 лет, можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции в их развитии.

 

Рис. 1. Динамика объемов перевалки грузов через морские порты России и сопредельных стран за период 2001–2011 гг.

В качестве положительных тенденций можно отметить, что:

• в территориальном размещении морских портов произошли положительные сдвиги за счет строительства новых объектов и изменения географии грузопотоков;

• опережающими темпами идет развитие портов Северо-Западного бассейна (по итогам 2011 г. Приморск и Большой порт Санкт-Петербург вошли в число 12 крупнейших портов Европы и по грузообороту стали абсолютными лидерами в Балтийском регионе; вероятно, к 2015 г. в тройку самых крупных портов Балтийского моря войдет порт Усть-Луга);

• доля российских грузов, обрабатываемых портами сопредельных стран, сократилась до приемлемой с позиции транспортной безопасности величины и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

Отрицательные тенденции проявляются в том, что:

• рост грузооборота российских портов в условиях мирового финансового и экономического кризиса существенно замедлился;

• 90 % российских грузов — это сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

• дальнейшее развитие ряда портов затруднено из-за появившихся ограничений по расширению территорий, которые обусловлены расположением портов в границах населенных городов;

• существует дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы); он вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов.

В 2012 г. был разработан проект документа «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года». В нем сформулированы основные задачи в области развития портов:

• увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;

• обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;

• создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;

• совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

 На основе анализа потребности развивающейся российской экономики, а также анализа мировых тенденций в развитии грузопотоков был выполнен прогноз развития объемов перевалки грузов через отечественные морские порты на период до 2030 г. (рис. 2).

Рис. 2. Прогноз объемов перевалки грузов через морские порты России на период до 2030 г.

В соответствии с ним суммарный объем перевалки грузов за период с 2011 г. по 2030 г. по базовому варианту возрастет в 1,8 раза.

Функционирование морских портов России зависит от многих факторов, одним из которых является состояние и развитие обеспечивающих видов флота.

Несмотря на то, что суда этого вида не участвуют непосредственно в перевозках грузов, без них невозможны не только перевозки, но и вообще современное судоходство. Основные функции этого флота — обеспечение высокого уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей природной среды в морских портах и на подходах к ним, выполнение аварийно-спасательных операций, дноуглубительных, подводно-технических, служебно-вспомогательных и других работ.

Состав обеспечивающих видов флота по состоянию на сентябрь 2012 г. приведен в табл.


Всего в настоящее время в составе обеспечивающих видов флота насчитывается 885 судов различных типов и назначений. Обновление судов обеспечивающего флота за последние 10 лет осуществлялось крайне медленно.

В рамках подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» построено всего 20 судов служебно-вспомогательного флота, в том числе 16 буксиров-кантовщиков, 2 сборщика судовых отходов, 1 лоцмейстерско-гидрографическое судно и 1 лоцмейстерский катер.

В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377, до 2015 г. должно быть построено 92 судна обеспечивающих видов флота.

 

« Публикации

Читайте также

Россия полностью закроет небо для "АэроСвита"

Росавиация собирается избавиться от "хронического неплательщика" Госкорпорация по организации воздушного движения России может прекратить аэронавигаци...

Из-за снегопада в западной Украине ввели ограничение на движение автотранспорта

Состояние проезда по дорогам Украины на 12:00 В связи с циклоном, который пришел в Украину - на территории страны сложные погодные условия (интенсивны...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...