Береговое и морское пространственное планирование на Балтике

Экспертная рабочая группа петербургских специалистов, созданная 8 апреля 2009 г. Комитетом по транспорту ассоциации «Северо-Запад», в 2009–2010 гг. разработала предложения по составу раздела «Деятельность на море» проекта Федеральной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 г.». В разделе рассматриваются проблемы безопасности мореплавания, обеспечения чистоты акватории, мониторинга акватории и береговых зон, различные аспекты портовой деятельности.

Предложения были представлены в марте 2010 г. на XI Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», одобрены участниками круглого стола «На пути к более чистому и более безопасному Балтийскому морю».

Запланированы четыре комплексных проекта:
- «Исключение случаев нелегального сброса загрязнений всех видов с судов и морских нефтяных платформ, включая модернизацию системы обращения с зараженными грунтами, возникающими при проведении гидротехнических работ в портах, на судоходных трассах и в береговой зоне, и модернизацию системы управления судовыми балластными водами и осадками»;

- «Российский морской и речной транспорт в бассейне Балтийского моря, эксплуатируемый без аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды»;
- «Обеспечение достаточности средств реагирования в аварийных ситуациях, включая проблемы технического оснащения, авиакосмического мониторинга и создания международных центров обучения и тренировок кадров»;
- «Учет принципов пространственного планирования, „средового подхода“, устойчивого развития и экологической безопасности при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих портовых комплексов и других объектов в береговой зоне российского сектора Балтийского моря».

Полный проект четвертого раздела программы, направленной непосредственно на внедрение принципов берегового и морского пространственного планирования (БМПП) в регионе Балтийского моря (за исключением финансовых показателей) опубликован в журнале «Транспорт Российской Федерации» 2(39)/2012. Однако в состав федеральной программы он не был включен, хотя представляет интерес не только с исторической точки зрения. Возвращение к обсуждению проекта, а также учет имеющегося в нашей стране многолетнего опыта территориального планирования могли бы способствовать успешной работе не только российских организаций по направлению БМПП.

В рамках масштабных реализуемых и планируемых градостроительных и транспортных проектов по обустройству Финского залива проведены и намечены гидротехнические работы по намыву новых территорий, созданию новых объектов транспортной инфраструктуры, включая глубоководные судоходные каналы. В числе этих проектов:
- пассажирский терминал и проект «Морской фасад» в целом;
- аванпорт Бронка;
- намыв территории севернее Лисьего Носа против Сестрорецка;
- порт Усть-Луга;
- группа проектов для острова Котлин.
Общая площадь новых намывных территорий может составить от 1170 до 2720 га.

Экологические проблемы, которые могут возникнуть при строительстве таких крупных гидротехнических объектов, как «Морской фасад», Усть-Лужский порт, порт Приморск и др., подробно освещались во многих докладах российских и зарубежных специалистов на международных экологических форумах «День Балтийского моря». Таким образом, при рассмотрении новых крупных проектов в Финском заливе и уже одобренных проектов следует признать необходимым использование принципов БМПП, методологии анализа береговых природно-технических систем и современных методов анализа рисков.

Пространственное стратегическое планирование в сфере развития портов Финского залива актуально для всего Балтийского региона. Глава Министерства транспорта и связи Финляндии М. Кюлленен на семинаре «Логистика-2012» заявила, что министерство собирается разработать стратегию развития портовой отрасли, которая затронет систему платежей за пользование фарватерами, услуги ледокольного флота, портовую политику, а также адаптацию судоходства к ужесточению ограничений по выбросам серы в атмосферу. По словам министра, в Финляндии нет единой портовой политики. Она складывается из отдельных решений 60 различных портов, многие из которых — частные и фактически находятся вне поля зрения государства.

В ближайшее время российским специалистам и созданной рабочей группе ХЕЛКОМ следует внимательно рассмотреть опыт территориального планирования в СССР, вернуться к обсуждению ошибочно отвергнутых предложений петербургских ученых в области БМПП на Балтике, изучить документы ХЕЛКОМ и ВАСАБ по МПП и проанализировать ход и результаты текущих российских и зарубежных региональных проектов в области морехозяйственной деятельности.

В этом контексте целесообразно включить в состав совместной рабочей группы ХЕЛКОМ — ВАСАБ по МПП российских представителей, имеющих опыт пространственного планирования в морских районах. В ближайшее время нам предстоит выявить степень реальной новизны этого направления и истинную ценность его практических приложений.

« Публикации

Читайте также

Россию покроют дорогами “в течение тысячи лет”

Разветвленная сеть дорог общего пользования будет построена в России “в течение тысячи лет”. Об этом, как сообщает “Интерфакс”, заявил министр регионального развития России Игорь Слюняев. По его словам, эта..

Последняя возможность приготовить четырехколесные сани к зиме

  До сильных заморозков осталась всего неделя. Водителям стоит заняться подготовкой своей машины к новым условиям движения Не секрет, что зимний перио...

В Москве утвердили штрафы за нарушения на платных парковках

Согласно новому законопроекту в КоАПе появится новая статья 8.14 «Размещение транспортного средства на городской парковке с нарушениями правил пользования городскими парковками». Так, за оставление на..

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...