Расширение деятельности России в рамках Международной морской организации

В соответствии с поручением Правительства России Министерство транспорта является уполномоченным органом (выполняет функции администрации) по взаимодействию с Международной морской организации (ИМО). Под руководством Минтранса и во взаимодействии с МИД РФ при ИМО создано представительство России, являющееся государственным органом внешних сношений Российской Федерации. Представители Минтранса России возглавляют российские делегации на сессиях ассамблеи, совета и комитетов, участвуют в работе технических органов ИМО. Россияне занимали и занимают в ИМО высокие выборные должности (например, И. М. Пономарев избирался председателем комитета по безопасности на море). Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России координирует работу различных ведомств и организаций России в отношении ИМО.

Требования международных инструментов обязательного характера, относящиеся к техническим аспектам обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения, вносятся в правила Российского морского регистра судоходства. Российские суда, заходящие в российские порты, инспектируются службами капитанов портов , в том числе и на предмет выполнения международных обязательств.

В России внедрены и выполняются основные международные конвенции в области торгового мореплавания, такие как СОЛАС, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Международная конвенция о грузовой марке (КГМ), ПДМНВ, Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС), и другие.

Подготовка кадров морских специальностей в нашей стране ведется в полном соответствии с международными требованиями. Россия включена в так называемый «белый список», формируемый ИМО в отношении подготовки и дипломирования моряков.

Снизившееся в первые годы после распада СССР влияние России в ИМО стало в настоящее время вновь возрастать за счет увеличения грузооборота российских портов, а также благодаря работе российских делегаций на сессиях рабочих органов организации. О признании роли России свидетельствует избрание ее в совет ИМО по пункту «А» ст. 17 Конвенции об ИМО, т. е. в числе 10 стран, являющихся основными потребителями услуг торгового мореплавания.

Необходимо отметить, что зачастую в ходе рассмотрения вопросов в ИМО у государства возникает возможность оказывать политическое давление на различные страны, а также лоббировать собственные экономические интересы. В связи с этим участие делегаций Российской Федерации в работе комитетов и подкомитетов ИМО приобретает особое значение, позволяя проводить политику противодействия давлению других стран и усиления ее позиции в мире.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы существенно сократилось государственное финансирование разработок по вопросам, связанным с деятельностью ИМО. Это является одной из причин того, что вклад России в разработку важнейших международных проблем снизился до уровня, неприемлемого для ведущей морской державы. Число представляемых в ИМО предложений со стороны России очень невелико и должно быть увеличено, причем за счет концептуальных идей.

В других морских государствах (даже небольших) ведутся интенсивные научные исследования по вопросам, которые рассматриваются в рабочих органах ИМО. На заседания комитетов и подкомитетов государства представляют качественные, хорошо продуманные проекты, зачастую выполненные по контрактам, признанным экспертными организациями других стран. Над ними работают целые институты и научные центры.

В целях надлежащей и своевременной координации работы органов исполнительной власти по вопросам, касающимся деятельности ИМО, целесообразно создать, а точнее, возродить межведомственную комиссию по делам ИМО. Такая комиссия действовала до административной реформы.

Среди прочего комиссии следует поручить организацию экспертного совета для рассмотрения документов, представленных в ИМО странами-участницами этой организации, а также документов, подготовленных в России для представления в ИМО. Экспертный совет может быть создан с участием существующих структур (таких как научно-технический совет Российского морского регистра судоходства, различные советы и другие органы экспертных и научных организаций). Такой подход не потребует дополнительного финансирования со стороны Минтранса России, так как речь идет о привлечении к работе Минтранса уже существующих организаций со сложившейся структурой, практикой работы и, что очень важно, имеющих в штате экспертов с многолетним опытом работы в ИМО. Учитывая специфику работы ИМО, определить структуру и функции межведомственной комиссии, а также сформировать ее секретариат мог бы департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России.

Необходимо поддерживать сложившуюся со времен СССР систему своевременной публикации в двуязычном варианте (на русском и английском языках) большинства инструментов ИМО и поправок к ним. Секция переводов на русский самой организации имеет весьма ограниченные возможности и малый штат. Эту работу в течение последних 40 лет выполняет ЦНИИМФ, ранее (в советский период) она осуществлялась в рамках государственного задания, а сейчас — в рамках собственной деятельности института.

Важнейшим аспектом является обеспечение постоянного финансирования работ по подготовке научных обоснований при определении позиции российских делегаций на заседаниях рабочих органов ИМО.

Переоценивать успех и успокаиваться на достигнутом нельзя. Следует продолжать активную деятельность по внедрению обязательных инструментов ИМО в российское законодательство и практику. Эту работу можно осуществлять в рамках предлагаемой межведомственной комиссии по делам ИМО, а также путем создания специальных рабочих групп.

Для обмена опытом и доведения особенностей существующих и новых требований, принятых в рамках ИМО, до судовладельцев, капитанов портов, инспекторов государственного портового контроля, учебных заведений, других заинтересованных организаций и лиц Минтрансу России целесообразно организовать (возможно, путем поручения уполномоченной организации) проведение от лица администрации периодических семинаров по вопросам деятельности ИМО и применения инструментов ИМО в России и за рубежом.
Для обеспечения финансовой поддержки мер чрезвычайного характера следует создать резервный фонд безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, средства которого можно было бы использовать для решении неотложных проблем, прямо влияющих на безопасность мореплавания и связанных с выполнением международных конвенций в области торгового мореплавания.

Если разработанные в ИМО требования выполняются только одной страной или даже большинством стран, в эпоху глобализации этого недостаточно. Из практики ИМО известно множество случаев, когда авария единственного судна, не выполнившего требования ИМО, приводила к введению новых региональных или международных требований более высокого уровня, затрагивающих экономическую сторону всей индустрии международного морского судоходства. Поскольку ИМО обоснованно критиковали за то, что зачастую конвенции и правила создавались после серьезных аварий или бедствий (как после аварий судов «Торри Каньон», «Эрика» и других), организация приняла ряд действенных мер по оптимизации своей работы.

Сейчас утверждаются шестилетние планы (в настоящее действует план на период 2010–2015 гг., принятый на 26-й ассамблее, резолюция A.1011(26)). Кроме того, принимается стратегический план, планы действий высокого уровня, устанавливаются целевые индикаторы. Успех работы по этим планам зависит, как и все в ИМО, от результатов работы каждого государства — члена организации и от всех вместе. В Российской Федерации ответственным органам также следует ввести аналогичные планы по работе в области деятельности ИМО.

« Публикации

Читайте также

Mercedes-Benz анонсировал выпуск нового GL 63 AMG

В ноябре 2012 года в продажу поступит новый внедорожник Mercedes-Benz GL 63 AMG с 5,5 литровым мотором V8. Турбированный силовой агрегат развивает максимальную мощность 410 кВт (557 л.с.) и обладает максимальным крутящим..

В "Борисполе" начали переносить и отменять рейсы

Рейсы переносятся из-за плохой погоды. В расписании некоторых рейсов из аэропорта "Борисполь" происходят  изменения.В частности, на неопределенное вре...

"Укрзализныця" отменяет поезд Киев - Чоп и ряд электричек

С 26 мая в Украине введут летнее расписание Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") в новом графике движени...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...