Новые техрегламенты в строительстве дорог

Поручение перевести строительную отрасль России на евростандарты к 2013 году дал ведомствам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Отставание нормативной базы РФ от мировой очевидно - строительство дорог в России ведется по устаревшим советским стандартам 1970-80х гг. (ГОСТы, СНиПы, Ведомственные строительные нормы, Рекомендации по проектированию и строительству, Технические рекомендации, Отраслевые дорожные нормы и т.п.). К примеру, в Москве по регламенту дороги необходимо полностью менять каждые три года. В Европе на дороги дают гарантию по 50 лет.

Таким образом, применять евростандарты при строительстве дорог в России оправданно и необходимо. Это позволит повысить безопасность, экономические, организационные и технические показатели дорог.

С введением новых стандартов меняется «техническая конституция дорожного хозяйства», то есть те правила, по которым работают дорожные организации, и параметры, которым должны соответствовать исходные материалы при строительстве дорог. Что касается параметров – это применение новых технологий для увеличения межремонтных сроков дорожных покрытий, а также внедрение самых современных материалов.

Росавтодор сообщает, что если в начале 2000-х годов разрабатывалось 3-5 новых национальных стандартов в год для строительства дорог, то в 2011 году таких стандартов было внесено на утверждение уже 24, а в 2012 – свыше 35.

Проектировать и строить по евростандартам по сути напрямую нельзя, потому что Главгосэкспертиза проверяет проекты на соответствие российским нормативным документам. Главный критерий Главгосэкспертизы - снижение стоимости строительства, а внедрение зарубежного подхода зачастую вызывает удорожание стоимости до 15 %. В то же время, для применения евростандартов широко задействован механизм разработки и согласования специальных технических условий, что несколько затягивает и усложняет процесс, но, в то же время, позволяет применять современные материалы и технологии.

Однако, в вопросе применения евростандартов дело не только в юридических аспектах: необходимо учитывать климатические и технологические особенности Российской Федерации, надо провести испытания новых для нашей страны материалов и конструкций, иногда приобрести новое оборудование и обучить специалистов.

Относительно правил работы строительных организаций - это привлечение внебюджетных инвестиций, использование механизмов государственно-частного партнерства. В развитых странах широко применяется механизм КЖЦ, который рано или поздно в России тоже утвердится. Пока - нет. Смысл простой – подрядчик строит дорогу и в дальнейшем ее эксплуатирует весь жизненный цикл, лет тридцать. Дальше уже работает элементарная экономика: если будет «сэкономлено» на стройке, придется тратиться на ремонты (за свой счет, разумеется). Если же сразу построить качественно - будет экономия на ремонтах. Действует обычный бизнес-расчет, который приводит подрядчика, заключившего контракт жизненного цикла, к тому, что он будет очень осмотрительно относиться к использованию материалов и технологий.

Вступление России в ВТО станет катализатором этих процессов. Однако мало спроектировать по евростандартам, необходимо строго их выполнять. Технический регламент выполняется во всем мире железно. К сожалению, участок дороги (в отличие от автомобиля или телевизора) нельзя импортировать "целиком и в упаковке". Можно, разумеется, пользоваться импортной техникой и технологиями, можно пригласить зарубежного подрядчика. Да вот только щебень и песок мы все равно повезем с местных карьеров, битум дорожных марок закупим на отечественном НПЗ, а работников наберем на российском рынке труда. А самое главное, мы, уж наверняка, не сможем импортировать институт компетентных заказчиков дорожных работ, не склонных к организации "учета собственных интересов".

Так что выход на европейское качество строительства и ремонта дорог случится у нас не раньше, чем в национальном производстве любых иных услуг и товаров для общественных нужд.

« Публикации

Читайте также

Стартовали российские продажи Opel Zafira Tourer

Компания Opel объявила о старте продаж модели Zafira Tourer. Сейчас официальные дилеры начинают принимать предварительные заказы на минивэн третьего поколения. Автомобиль получил особую систему трансформации..

УЗ запретила переоформлять именные ж/д-билеты на другого человека

Чтобы изменить "хозяина" проездного документа, старый билет придется сдать в кассу, а потом купить новый Государственная администрация железнодорожног...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...