К вопросу об экономической эффективности городского пассажирского транспорта

Активному развитию общественного транспорта в нашей стране препятствуют несколько широко распространенных заблуждений. В соответствии с одним из них общественный транспорт считается безнадежно убыточным везде в мире. Но на самом деле степень убыточности этого вида транспорта определяется многими факторами, и в России она минимальна из-за высокого спроса на его услуги. Так, в Санкт-Петербурге метрополитен работает практически без дотаций, тогда как в европейских городах дотации достигают 50 %.

Практика показывает, что если линия общественного транспорта обслуживает пассажиропоток численностью выше 2 тыс. пасс/ч, работает четко по расписанию и со скоростью доставки выше, чем на автомобиле, то она безубыточна.

Еще одно заблуждение — идея о том, что общественный транспорт непопулярен у населения. Однако в России городской пассажирский транспорт даже в нынешнем состоянии обеспечивает около 70 % всех поездок горожан. Достаточно вывести его из заторов на выделенные линии — и спрос на его услуги мгновенно повысится.

Наконец, бытует ошибочное суждение, что организация выделенных линий увеличивает заторы. Между тем именно обеспечение качественной работы общественного транспорта наряду с пресечением массовых нарушений ПДД, повышением пропускной способности улично-дорожной сети, модернизацией транспортной инфраструктуры входит в систему мер по снижению заторов.

Снизить количество автомобилей на улицах города можно, если предоставить населению альтернативу в виде качественных услуг общественного транспорта.




Рис. 1. Затраты на поддержание мобильности в зависимости от использования общественного транспорта

На рис. 1 представлено соотношение уровня развития общественного транспорта и затрат городского бюджета на обеспечение мобильности населения в крупнейших городах мира. Приведенные данные позволяют убедиться том, что развитие общественного транспорта в целом является экономически выгодным.

Вывод о том, что развивать общественный транспорт выгодно, подтверждает и оценка сравнительной эффективности затрат на различные виды городского транспорта. Вложения в перемещение одного человека в легковом автомобиле почти в 30 раз выше затрат на аналогичное перемещение общественным транспортом. Наибольшую же эффективность вложенных средств в зависимости от спроса на перевозки при дефиците инвестиционного капитала может обеспечить скоростной трамвай.

« Публикации

Читайте также

СМИ: Под Полтавой застрял Hyundai - в вагонах нет света, туалеты закрыты

Пассажирам пообещали пересадку в другой поезд, говорят очевидцы Поезд Hyundai Харьков-Киев в воскресенье вечером остановился под Полтавой. Скорее всег...

Из-за шторма в Крыму в грязи массово застревают авто

  За выходные крымские спасатели достали из грязи три "скорых", катафалк и два внедорожника Ночью в Симферополе кареты скорой помощи и катафалк, напра...

Жители Донецка ломают новые компостеры жвачками: "Понапридумывали ерунды, а мы мучимся"

Дончане вовсю испытывают электронную новинку на прочность В Донецке электронные компостеры с 1 апреля так и не заменили кондукторов на маршруте тролле...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...