Кризис РЖД: характер, причины, перспективы выхода

В независимых СМИ по отношению к железнодорожной отрасли часто стали звучать такие термины, как «кризис» и «коллапс». Справедливо ли это? Если да, то каковы перспективы выхода из кризиса, ведь ОАО «РЖД» является крупнейшей транспортной компанией России и от ее благополучия зависит состояние экономики страны в целом. Чтобы разобраться, необходимо сначала прояснить понятие кризиса.

На эту тему существует много суждений, в которых кризис отождествляется с резким ухудшением показателей деятельности, глубоким ее расстройством или даже приостановкой. Кризис может быть следствием неудачно выбранного способа перехода из одного состояния системы в другое.

Как показывает практика, о возникновении кризиса в производственных системах свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции, потеря рынков сбыта, нарастание технологического отставания и износа основных фондов.

Как правило, кризисному периоду в развитии организации соответствуют колебания основных показателей ее деятельности, перерастающие в значительное ухудшение их значений. До 80 % компаний оказываются не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития и уходят с рынка. Но этот сценарий в принципе не может быть применим к ОАО «РЖД», доля которого в грузообороте страны составляет около 85 %, а абсолютная величина грузооборота достигает 2 млрд т-км.

В табл. 1 приведены статистические данные деятельности ОАО «РЖД», структурированные по трем группам показателей: управление, производство, ресурсы. Из 9 ключевых показателей деятельности компании 6 имеют неудовлетворительные тенденции, причем скачкообразный рост удельной прибыли в отдельные годы объясняется распродажей активов ОАО «РЖД». По остальным показателям хотя и наблюдаются улучшения, но их следует рассматривать в контексте конечного результата. Так, несмотря на увеличение инвестиций, не удалось преодолеть износ основных фондов, часть инвестиций ушла на олимпийские объекты. Рост средней зарплаты с 31,9 тыс. руб. в 2006 г. до 36 тыс. руб. в 2012 г. отстает от темпов роста средней зарплаты по стране.

 

Безусловным достижением ОАО «РЖД» можно считать снижение удельного количества нарушений безопасности движения за 10 лет более чем в 2 раза. Однако в январе текущего года произошло 9 сходов в поездах, в том числе один привел к гибели двух работников компании. Возросло число отказов объектов инфраструктуры. Многочисленные изломы боковых рам тележек грузовых вагонов в последние месяцы свидетельствуют о неэффективности мер, предпринимаемых как на государственном, так и на корпоративном уровне.

Безопасность движения не может быть устойчивой, если не решены фундаментальные проблемы отрасли: преодоление износа основных фондов, уменьшение бюрократизации управления, оптимизация полномочий и ответственности на местах, выполнение требований к качеству поставляемой продукции и др.

Примерами локальных кризисов в ОАО «РЖД» являются нехватка тягового подвижного состава в 2010 г., дефицит вагонного парка в 2011 г., дефицит пропускных способностей, вызванный избытком вагонов в 2012 г. Последствиями череды локальных кризисов стали ограничения на вывоз продукции со стороны железнодорожного транспорта.

К ноябрю 2012 г. на складах скопилось 23,6 млн т груза, готовых к перевозке. Причиной этого явился дефицит пропускной способности, вызванный увеличением порожнего пробега вагонов. В настоящее время избыток парка составляет 240 тыс. вагонов, которые отстаиваются на путях железнодорожных станций, забивая пути и затрудняя пропуск поездов.

Большое количество операторов подвижного состава, не имеющих агентской сети, возвращают вагоны порожняком. Вызывает опасение сценарий скачкообразного ухудшения положения дел на железнодорожном транспорте, который связан с наличием многочисленных обратных связей в системе управления перевозочным процессом. Модель такой системы приведена на рис. 1.

 

Как видно на рисунке, дальнейшее развитие событий в компании определяют два внешних фактора: реформа системы управления и падение спроса на перевозки. Реформа, как было отмечено, не стала точкой роста показателей работы, более того, она породила общепризнанные проблемы взаимодействия и бюрократии, которые создали скрытые, но растущие издержки.

Что касается падения объема грузовых перевозок, то в январе 2013 г. оно составило 6 % , при этом чистая прибыль холдинга «РЖД» за I квартал 2013 г. прогнозируется на уровне всего 0,4 % от запланированного объема доходов.

Воздействие этих факторов привело к активизации обратных связей в системе, при которой происходит цепная реакция: нехватка средств вызывает сокращение бюджетов предприятий, урезается материально техническое обеспечение, снижаются объемы и качество ремонтов. Растут риски. И дело даже не в наличии негативных тенденций, а в подходах к решению производственных проблем со стороны системы управления.

 

Авторы:

А. Е. Красковский, доктор техн. наук, профессор, директор Научно исследовательского института управления качеством на железнодорожном транспорте Петербургского университета путей сообщения (НИИУК ПГУПС)

П. А. Плеханов, заместитель директора НИИУК ПГУПС

 

« Публикации

Читайте также

В Донецке неудобный "Западный" автовокзал хотят заменить на новый

  В городе может появиться еще один вокзал Губернатор Донецкой области Андрей Шиш...

"АэроСвит" отменил еще 15 рейсов

Пассажиры не смогут улететь не только из Киева Авиакомпания "АэроСвит" (Киев) в четверг отменила ряд рейсов из Киева и в Киев.Согласно данным онлайн-т...

Украина и ЕС заключили соглашение об "открытом небе"

  Документ парафировали на саммите в Вильнюсе Украина и Евросоюз парафировали соглашение о едином авиационном пространстве в Вильнюсе в четверг, сообщ...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...

Реклама

Анорак Fred Perry купить мужскую одежду Fred Perry.