Кризис РЖД: характер, причины, перспективы выхода

В независимых СМИ по отношению к железнодорожной отрасли часто стали звучать такие термины, как «кризис» и «коллапс». Справедливо ли это? Если да, то каковы перспективы выхода из кризиса, ведь ОАО «РЖД» является крупнейшей транспортной компанией России и от ее благополучия зависит состояние экономики страны в целом. Чтобы разобраться, необходимо сначала прояснить понятие кризиса.

На эту тему существует много суждений, в которых кризис отождествляется с резким ухудшением показателей деятельности, глубоким ее расстройством или даже приостановкой. Кризис может быть следствием неудачно выбранного способа перехода из одного состояния системы в другое.

Как показывает практика, о возникновении кризиса в производственных системах свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции, потеря рынков сбыта, нарастание технологического отставания и износа основных фондов.

Как правило, кризисному периоду в развитии организации соответствуют колебания основных показателей ее деятельности, перерастающие в значительное ухудшение их значений. До 80 % компаний оказываются не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития и уходят с рынка. Но этот сценарий в принципе не может быть применим к ОАО «РЖД», доля которого в грузообороте страны составляет около 85 %, а абсолютная величина грузооборота достигает 2 млрд т-км.

В табл. 1 приведены статистические данные деятельности ОАО «РЖД», структурированные по трем группам показателей: управление, производство, ресурсы. Из 9 ключевых показателей деятельности компании 6 имеют неудовлетворительные тенденции, причем скачкообразный рост удельной прибыли в отдельные годы объясняется распродажей активов ОАО «РЖД». По остальным показателям хотя и наблюдаются улучшения, но их следует рассматривать в контексте конечного результата. Так, несмотря на увеличение инвестиций, не удалось преодолеть износ основных фондов, часть инвестиций ушла на олимпийские объекты. Рост средней зарплаты с 31,9 тыс. руб. в 2006 г. до 36 тыс. руб. в 2012 г. отстает от темпов роста средней зарплаты по стране.

 

Безусловным достижением ОАО «РЖД» можно считать снижение удельного количества нарушений безопасности движения за 10 лет более чем в 2 раза. Однако в январе текущего года произошло 9 сходов в поездах, в том числе один привел к гибели двух работников компании. Возросло число отказов объектов инфраструктуры. Многочисленные изломы боковых рам тележек грузовых вагонов в последние месяцы свидетельствуют о неэффективности мер, предпринимаемых как на государственном, так и на корпоративном уровне.

Безопасность движения не может быть устойчивой, если не решены фундаментальные проблемы отрасли: преодоление износа основных фондов, уменьшение бюрократизации управления, оптимизация полномочий и ответственности на местах, выполнение требований к качеству поставляемой продукции и др.

Примерами локальных кризисов в ОАО «РЖД» являются нехватка тягового подвижного состава в 2010 г., дефицит вагонного парка в 2011 г., дефицит пропускных способностей, вызванный избытком вагонов в 2012 г. Последствиями череды локальных кризисов стали ограничения на вывоз продукции со стороны железнодорожного транспорта.

К ноябрю 2012 г. на складах скопилось 23,6 млн т груза, готовых к перевозке. Причиной этого явился дефицит пропускной способности, вызванный увеличением порожнего пробега вагонов. В настоящее время избыток парка составляет 240 тыс. вагонов, которые отстаиваются на путях железнодорожных станций, забивая пути и затрудняя пропуск поездов.

Большое количество операторов подвижного состава, не имеющих агентской сети, возвращают вагоны порожняком. Вызывает опасение сценарий скачкообразного ухудшения положения дел на железнодорожном транспорте, который связан с наличием многочисленных обратных связей в системе управления перевозочным процессом. Модель такой системы приведена на рис. 1.

 

Как видно на рисунке, дальнейшее развитие событий в компании определяют два внешних фактора: реформа системы управления и падение спроса на перевозки. Реформа, как было отмечено, не стала точкой роста показателей работы, более того, она породила общепризнанные проблемы взаимодействия и бюрократии, которые создали скрытые, но растущие издержки.

Что касается падения объема грузовых перевозок, то в январе 2013 г. оно составило 6 % , при этом чистая прибыль холдинга «РЖД» за I квартал 2013 г. прогнозируется на уровне всего 0,4 % от запланированного объема доходов.

Воздействие этих факторов привело к активизации обратных связей в системе, при которой происходит цепная реакция: нехватка средств вызывает сокращение бюджетов предприятий, урезается материально техническое обеспечение, снижаются объемы и качество ремонтов. Растут риски. И дело даже не в наличии негативных тенденций, а в подходах к решению производственных проблем со стороны системы управления.

 

Авторы:

А. Е. Красковский, доктор техн. наук, профессор, директор Научно исследовательского института управления качеством на железнодорожном транспорте Петербургского университета путей сообщения (НИИУК ПГУПС)

П. А. Плеханов, заместитель директора НИИУК ПГУПС

 

« Публикации

Читайте также

Продвижение сайта на тематику автомобили

Продвижение сайта на тематику автомобили сопряжено с трудностями, причины которых основаны в основном на коммерческой сфере данной области. "Авто" - практически самая высококонкурентная тематика.

Появились фотографии нового Ford Mondeo

Компания Ford распространила фотографии предсерийной версии европейского седана Mondeo следующего поколения, производство которого, как ожидается, начнется не ранее первого квартала 2013 года. На американском..

Завтра в Донецке перекроют движение автомобилей

  На время матча правоохранители не рекомендуют оставлять авто без присмотра Во вторник, 5 ноября, за час до начала матча «Шахтер» - «Байер» в Донецке...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...