Проблемы управления в ОАО «РЖД» на региональном уровне

Некогда единое хозяйственное руководство железной дорогой рассыпалось на региональные дирекции, центры управления и координации, комиссии, советы без наделения их хозрасчетными полномочиями. Хозрасчет осуществляет центральный аппарат ОАО «РЖД». Стратегическое планирование и оперативное руководство деятельностью железных дорог в результате реформы оказались в разных руках. В то же время практика управления свидетельствует, что хорошее знание и систематизация оперативной обстановки способствуют принятию более правильных стратегических решений.

По сложившемуся на железных дорогах порядку, аппарат поездных диспетчеров выполняет планы дирекции управления движением. В этом случае предлагаемые единые центры управления эксплуатационной работой должны выполнять единый оперативный план.

Возникает вопрос, кто станет автором этого плана, ведь в соответствии с нормативами такое планирование не входит в функции РЦКУ. Эти и другие факты свидетельствуют, что новой системе управления присущи противоречия и проблемы, связанные с переходом от одной системы хозяйствования к другой.

В Министерстве путей сообщения (МПС) России, а позже — в ОАО «РЖД», управление имело матричную структуру (рис. 1) и основывалось на принципах административного подчинения за счет использования жестких связей между объектами управления.


В этой структуре хозяйственное управление осуществлялось по территориальному принципу, а вопросы технической политики, развития хозяйств решались по вертикалям соответствующих служб (функциональное управление). Дороги и отделения работали на принципах хозрасчета. Это определяло ответственность руководителей за результаты деятельности.

С одной стороны, многое зависело от личности руководителя, поэтому на такие должности попадали люди, прошедшие все ступени профессиональной карьеры. С другой стороны, мобилизационный режим, в котором работало большинство дорог, и жесткий стиль администрирования, применявшийся на всех уровнях управления, не всегда были оправданы. Это создавало излишнее психологическое напряжение на фоне и без того непростых условий труда.

В результате реформирования в ОАО «РЖД» сложилась новая модель управления (рис. 2). Инфраструктура компании в регионах была выведена из-под управления начальников дорог, которые, в свою очередь, возглавили РЦКУ с полномочиями координировать взаимодействие участников единого технологического процесса железнодорожных перевозок (ЕТП). Матричная структура управления преобразовалась в совокупность вертикально интегрированных бизнес-единиц с более выраженной специализацией деятельности и усложнившимся взаимодействием, так как административно-функциональное управление не выходит за рамки вертикалей.


Как известно, системность объекта определяется не только самими элементами, но и связями между ними. В новой системе акцент сделан на элементы, а связи в известной мере «либерализовались», что нарушило прежнюю системность железнодорожного комплекса и слаженность ЕТП. Были пересмотрены многолетние традиции организации производственной деятельности на железных дорогах, ухудшился ряд показателей эксплуатационной работы. В результате возник определенный скепсис в отношении проводимых реформ.

Ситуация во многом определяется также изменениями модели управления на региональном уровне. Прежняя модель с единым центром ресурсного управления структурными подразделениями преобразовалась в модель с автономными хозяйствующими субъектами и перекрестными обратными связями для координации их действий. На рис. 3 и 4 приведены принципиальные схемы двух моделей управления.

 

Полный текст статьи:

- Сравнение региональных моделей управления

- Факторы дестабилизации работы железных дорог

- Процессный подход и технологии управления маршрутом

читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 2(45)/2013.

 

Авторы:

А. Е. Красковский, доктор техн. наук, профессор директор Научно-исследовательского института управления качеством на железнодорожном транспорте Петербургского государственного университета путей сообщения (НИИУК ПГУПС)

П. А. Плеханов, заместитель директора НИИУК ПГУПС

 

« Публикации

Читайте также

АвтоВАЗ снимет с производства Lada Samara

АвтоВАЗ планирует снять с производства семейство Samara в следующем году. Волжский автогигант собирается оставить в своем портфолио только самые популярные модели, которые помогут производителю увеличить свою..

Перспективность использования подземного пространства в акваториях рек и каналов для совершенствования транспортной инфраструктуры мег

Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности использования подземных площадей под реками и каналами мегаполисов, где уплотнение застройки – дорогостоящая и опасная задача. Крупные российские города располагают самыми передовыми технологиями и оборудованием, способным решать проблемы освоения подземного пространства на уровне мировых стандартов.

Динамика аварийности московского метро

«Метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью» –предупреждают пассажиров в метро через громкую связь. Динамика упоминаний о сбоях в метро скоро сделает эту фразу неофициальным девизом, таким же популярным, как у Почты России – «Не все потеряно».

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...