Китайская «Гармония»: опыт локализации высоких технологий железнодорожного транспорта

К 1994 г. в КНР была построена и введена в эксплуатацию скоростная железная дорога в самом перспективном с точки зрения экономики районе — между городами Гуанчжоу и Шэньчжэнь (50 км). Скорость пассажирских поездов достигала на ней 200 км/час.

В середине 1990-х гг. был составлен проект сети высокоскоростных железных дорог, включающий линии Пекин — Шэньян — Харбин, Пекин — Шанхай, Пекин — Чжэнчжоу — Ухань — Чанша — Гуанчжоу, Хайчжоу — Чжэнчжоу — Сиань — Ланьчжоу.

Строительство предполагалось не одновременно по всей длине линии, а фрагментарно, исходя из первичных задач. В октябре 2003 г. была введена в эксплуатацию заложенная в 1999 г. первая пассажирская высокоскоростная магистраль Циньхуандао — Шэньян, которую принято считать экспериментальным полигоном для последующих ВСМ.

Анализируя темпы строительства 1988–2002 гг., исследователь С. А. Тархов указывал в 2003 г., что они «стали самыми высокими в мире». «Если эти темпы в ближайшее десятилетие сохранятся, — отмечал исследователь, — сеть железных дорог Китая по своей протяженности обгонит российскую и станет второй в мире после США». Сегодня, по данным газеты «Цзинцзи жибао», протяженность только высокоскоростных линий в Китае составляет 9300 км.

В январе 2004 г. Государственный совет КНР принял решение «О планировании сети железных дорог на средний и длительный период». Сеть была представлена схемой «4 меридиональных (с севера на юг) + 4 широтных (с востока на запад) + 4 системы внутригородского скоростного пассажирского сообщения» и по своему значению отвечала глобальной стратегии развития: построить к 2020 г. не менее 12 тыс. км ВСМ.

В апреле того же 2004 г. на очередном собрании Государственный совет установил общее требование к ускорению модернизации железнодорожного подвижного состава и оборудования: импорт современных технологий, совместное проектирование и производство, создание китайского бренда.

В основе исключительного успеха КНР лежит двусторонний подход: восприятие мирового опыта и развитие собственной научной и инженерной базы.

 

Авторы:

И. П. Киселев, инженер путей сообщения, доктор ист. наук, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС)

А. А. Китунин, аспирант кафедры истории ПГУПС

 

« Публикации

Читайте также

Россию покроют дорогами “в течение тысячи лет”

Разветвленная сеть дорог общего пользования будет построена в России “в течение тысячи лет”. Об этом, как сообщает “Интерфакс”, заявил министр регионального развития России Игорь Слюняев. По его словам, эта..

Каким маркам авто не грозит подорожание

Журналисты «Сегодня» узнали, через какое время после введения новых таможенных пошлин подорожают популярные иномарки и на какие модели цена не изменит...

"АэроСвит" обещает доставить пассажиров в Прагу и Калининград

Авиакомпания организует дополнительную доставку пассажиров ранее отмененных авиарейсов Авиакомпания "АэроСвит" (Киев), в дополнение к опубликованному ...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...