Китайская «Гармония»: опыт локализации высоких технологий железнодорожного транспорта

К 1994 г. в КНР была построена и введена в эксплуатацию скоростная железная дорога в самом перспективном с точки зрения экономики районе — между городами Гуанчжоу и Шэньчжэнь (50 км). Скорость пассажирских поездов достигала на ней 200 км/час.

В середине 1990-х гг. был составлен проект сети высокоскоростных железных дорог, включающий линии Пекин — Шэньян — Харбин, Пекин — Шанхай, Пекин — Чжэнчжоу — Ухань — Чанша — Гуанчжоу, Хайчжоу — Чжэнчжоу — Сиань — Ланьчжоу.

Строительство предполагалось не одновременно по всей длине линии, а фрагментарно, исходя из первичных задач. В октябре 2003 г. была введена в эксплуатацию заложенная в 1999 г. первая пассажирская высокоскоростная магистраль Циньхуандао — Шэньян, которую принято считать экспериментальным полигоном для последующих ВСМ.

Анализируя темпы строительства 1988–2002 гг., исследователь С. А. Тархов указывал в 2003 г., что они «стали самыми высокими в мире». «Если эти темпы в ближайшее десятилетие сохранятся, — отмечал исследователь, — сеть железных дорог Китая по своей протяженности обгонит российскую и станет второй в мире после США». Сегодня, по данным газеты «Цзинцзи жибао», протяженность только высокоскоростных линий в Китае составляет 9300 км.

В январе 2004 г. Государственный совет КНР принял решение «О планировании сети железных дорог на средний и длительный период». Сеть была представлена схемой «4 меридиональных (с севера на юг) + 4 широтных (с востока на запад) + 4 системы внутригородского скоростного пассажирского сообщения» и по своему значению отвечала глобальной стратегии развития: построить к 2020 г. не менее 12 тыс. км ВСМ.

В апреле того же 2004 г. на очередном собрании Государственный совет установил общее требование к ускорению модернизации железнодорожного подвижного состава и оборудования: импорт современных технологий, совместное проектирование и производство, создание китайского бренда.

В основе исключительного успеха КНР лежит двусторонний подход: восприятие мирового опыта и развитие собственной научной и инженерной базы.

 

Авторы:

И. П. Киселев, инженер путей сообщения, доктор ист. наук, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС)

А. А. Китунин, аспирант кафедры истории ПГУПС

 

« Публикации

Читайте также

Контейнерные перевозки: сдерживающие факторы и перспективы

Под влиянием мирового экономического кризиса спрос на контейнерные перевозки снизился. Негативное влияние на отрасль оказывают также рост цен на топливо, увеличение парка судов и тоннажа, следствием которого может стать снижение фрахтовых ставок

С сегодняшнего дня "Укрзализныця" пустила скоростные поезда в Крым

На полуостров с ветерком можно будет выехать из Харькова, Донецка, Днепропетровска и Запорожья. С 26 мая "Укрзализныця" ввела новые скоростные маршрут...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...