Ответственность перевозчика и грузоотправителя в авиаперевозках.

В данной статье, мы рассмотрим, какую ответственность и на каком основании в авиаперевозках, несут:

- Перевозчик (авиакомпания) перед грузовладельцем.

- Грузоотправитель в процессе осуществления перевозки.

За основу внутреннего законодательства, регулирующего отношения в области авиаперевозок будет взят Воздушный Кодекс Российской Федерации (ВК РФ), так как его нормы по основным параметрам и содержанию во многом схожи с законодательством остальных стран СНГ. А также - Федеральные Авиационные Правила (ФАП). За международную часть законодательства в области авиаперевозок, отвечают - международные правилами авиаперевозок международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (International Air Transport Association IATA).

1. Ответственность перевозчика.

В воздушном Кодексе Российской Федерации (в дальнейшем ВК РФ), ответственность перевозчика прописана в статьях Статья 116, Статья 119, Статья 120.

Рассмотрим более подробно содержание данных статей:

А) Статья 116. ВК - РФ "Общие принципы ответственности", гласит:

- "Перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки груза".

Б) Статья 119. ВК РФ - "Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза" гласит:

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере его стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза; (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 331-ФЗ)

3) За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В) Статья 120. ВК РФ - "Ответственность перевозчика за просрочку груза", гласит:

- За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика".

Что поводу ответственности перевозчика говорят международные правила авиаперевозок международной ассоциации ИАТА?

Первое - Уведомление на лицевой стороне авианакладной:

- Подтверждается, что товары, указанные в настоящем документе, внешне находятся в хорошем состоянии (если не указано иное), пригодном для транспортировки в соответствии с условиями договора, изложенными на оборотной стороне настоящего документа.

- Все товары могут перевозиться любым другим способом, в том числе автотранспортом, и любым другим перевозчиком, если грузоотправитель не дает на этот счет иных - конкретных указаний, и грузоотправитель соглашается с тем, что груз может перевозиться через промежуточные пункты остановок, которые перевозчик сочтет подходящими.

- Грузоотправитель должен обратить внимание на уведомление об ограничении ответственности перевозчика.

- Грузоотправитель может повысить пределы такой ответственности, заявив более высокую стоимость для перевозки и в случае необходимости, уплатив дополнительный сбор.

Второе - Условия договора на оборотной стороне авианакладной и Уведомление об ограничении ответственности перевозчиков.

- Если при перевозке конечный пункт назначения груза или пункт остановки находится не в стране отправления, то возможно применение Варшавской Конвенции или Монреальской Конвенции, которые в большинстве случаев ограничивают ответственность перевозчика за потерю, повреждение или задержку груза.

- В зависимости от применимого правового режима и в том случае, если не заявлена более высокая стоимость для перевозки, ответственность перевозчика может быть ограничена 17ю специальными правами заимствования на один килограмм или 250 французскими золотыми франками на один килограмм, конвертируемыми в национальную валюту в соответствии с применимым законодательством.

- Перевозчик будет считать, что 250 французских золотых франков эквивалентны 17 специальным правам заимствования, если в условиях перевозки перевозчика не определена более крупная сумма.

- Любое исключение или ограничение ответственности применительно к перевозчику распространяется также на агентов, служащих и представителей перевозчика, а также любое лицо, воздушное судно или оборудование которого используется для перевозки перевозчиком, а также агентами, служащими и представителями такого лица.

2. Ответственность грузоотправителя.

Ответственность грузоотправителя прописана в статье 121 ВК РФ, и в пунктах 159, 160, 160 Федеральных Авиационных Правил (ФАП).

Итак:

А) Статья 121. ВК РФ гласит:

- Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Б) Пункт 159 ФАП

- К воздушной перевозке принимается груз, который по своему качеству, свойствам, объему, весу и упаковке допущен к транспортировке воздушными судами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка груза.

В) Пункт 160 ФАП

Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

- габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно - грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;

- вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования;

- груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении;

- упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки, также специальную маркировку;

- груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним;

- грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами, а также правилами перевозчика;

- ввоз, вывоз, транзит груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

- При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

Г) Пункт 169 ФАП

- Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения о грузе, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой выполняется перевозка груза.

Ответственность грузоотправителя - в соответствии с правилами воздушных авиаперевозок международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА:

1) TACT rules IATA п. 2.1.2:

- Перевозчик или его надлежащим образом авторизованный агент по поручению отправителя или получателя могут, но не обязаны выполнять формальности, требуемые таможенными органами и другими государственными органами, и могут, но не обязаны оплачивать любые пошлины, налоги и другие сборы и осуществлять любые платежи.

- Отправитель, получатель и владелец груза несут совместную и индивидуальную ответственность перед перевозчиком за возмещение понесённых им расходов. Для таких целей копия авианакладной, заверенная перевозчиком должна рассматриваться в качестве оригинала".

- Отправитель обязан выполнять все таможенные правила и другие государственные правила страны отправления, назначения или страны, над территорией которой производится перевозка, в том, что касается упаковки, перевозки и доставки товаров, включая предоставление такой информации и документов, которые необходимы для удовлетворения этих требований; однако, перевозчик не обязан интересоваться правильностью или достаточностью требуемой информации, документации или маркировки.

2) TACT rules IATA п. 2.3.1:

- Грузоотправитель ответственен за то, что груз упакован соответствующим способом для перевозки, чтобы обеспечить безопасную грузоперевозку, стандартную обработку и не повредить или причинить ущерб людям, грузам (товарам) и проч. собственности.

- Каждое грузовое место должно быть четко, разборчиво и надёжно маркировано, чтобы идентифицировать грузоотправителя и грузополучателя.

3) TACT rules IATA п. 6.1.6:

- Отправитель отвечает за правильность утверждений и деталей, описывающих груз, которые вносятся в авианакладную от его имени.

- Отправитель отвечает за любой ущерб, понесенный перевозчиком или любым другим лицом в результате неправильности, неточности или неполноты упомянутых утверждений и деталей.

- Своей подписью отправитель одновременно подтверждает, что он согласен с условиями контракта в том виде, в котором они приведены на оборотной стороне авианакладной, а также с условиями перевозки.

Далее, согласно резолюции ИАТА 600b "Авианакладная — условия договора", в пункте 11 говориться:

- Грузоотправитель должен соблюдать все применимые законы и постановления правительства любой страны, в которую ввозится или из которой вывозится груз, включая законы и постановления в отношении упаковки, перевозки или доставки груза, а также обязан предоставлять такую информацию и прилагать к авианакладной такие документы, которые могут потребоваться для соблюдения подобных законов и постановлений.

- Перевозчик не несет ответственности перед грузоотправителем, и грузоотправитель обязан возместить перевозчику все убытки или расходы в связи с невыполнением грузоотправителем настоящего положения.

« Публикации

Читайте также

Анализ перспектив развития электрифицированного автомобильного транспорта

Состояние и развитие промышленного производства в стране достоверно отражают такие интегральные показатели, как объем потребляемой электрической энергии и объем транспортных потоков, в том числе осуществляемых за счет автомобильного транспорта. Потребление электроэнергии в России за последние

В Москве из-за репетиции парада Победы встал транспорт

Центр Москвы встал в пробках из-за перекрытий, связанных с репетицией парада Победы, который пройдет в столице 9 мая. Множество автомобилей скопилось практически на всех крупных улицах в центре города. По..

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...