Коммерческий акт в авиаперевозках

Коммерческие акты на воздушном транспорте, состовляются в соответсвии с Руководством по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР (РГП-85) Приказ МГА от 20 августа 1984 года N31.  - Составление "Коммерческих актов"

Пункт 5.3.1 - коммерческие акты составляются при выдаче грузов получателю для удостоверения следующих обстоятельств:

- несоответствия наименования, массы и количества мест груза данным, указанным в "Грузовой накладной";

- повреждения или порчи грузов;

- обнаружения грузов без документов, а также документов без грузов.

В аэропорту отправления - коммерческий акт составляется в случае полной утраты грузов.

Пункт 5.3.2 - коммерческие акты  не составляются, если утрата, недостача или повреждение произошли вследствие:

-действий или упущений отправителя или получателя;

-недостатков тары или упаковки, которые не могли быть определены по наружному виду при приеме грузов;

-сдачи грузов к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при перевозке и хранении;

- обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя;

- непринятия необходимых мер к сохранению грузов управомоченными отправителем или получателем лицами, которые сопровождали грузы;

- естественной убыли грузов при перевозке в пределах установленных норм;

- обнаружения недостачи грузов, прибывших в исправных таре, упаковке или в контейнере с исправными пломбами отправителя;

- обнаружении недостачи, порчи или повреждения грузов, когда общая сумма взысканных по всем документам платежей не превышает 10 руб., за исключением случаев, когда в качестве груза перевозится личное имущество граждан.

До тех пор, пока перевозчик не докажет одну из перечисленных причин, предполагается, что утрата, недостача или повреждение грузов произошли при перевозке.

Пункт 5.3.3 - отказ от составления акта обжалуется через начальника аэропорта.

Пункт 5.3.4 - к составлению коммерческого акта привлекаются: работник, обнаруживший неисправность грузов; получатель грузов; работник, на ответственности которого находятся актируемые грузы. "Коммерческий акт" подписывают начальник коммерческого склада, а также работники, участвовавшие в удостоверении установленного факта или в проверке грузов. "Коммерческий акт" утверждается начальником СОПГП (СОП).

Пункт 5.3.5 - при несогласии работников, участвующих в составлении акта, с отмеченными в нем положениями в "Коммерческом акте" должны быть сделаны оговорки; к акту должны быть приложены возражения в письменном виде.

Пункт 5.3.6 - коммерческий акт составляется на бланках установленной формы.

Пункт 5.3.7 - коммерческий акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр прилагается к грузовым документам и выдается получателю или отправителю; второй экземпляр остается в аэропорту, составившем акт.

Пункт 5.3.8 - в случае централизованного вывоза грузов в адрес недоговорной клиентуры коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами, в том числе представителями незаинтересованных организаций.

Пункт 5.3.9 - составленный коммерческий акт должен быть зарегистрирован в соответствующих книгах (журналах), которые должны вестись в каждом аэропорту.

Пункт 5.3.10 - при составлении коммерческого акта должны быть заполнены все разделы и графы с отражением в них подробных и объективных данных об обнаруженных неисправностях с указанием их причин и обстоятельств, которые могут как определить размеры неисправностей, так и выявить виновных лиц.

Оставлять в акте незаполненные графы или прочеркивать их запрещается. При описании повреждений упаковки мест грузов, недостачи массы и других неисправностей не разрешается делать записи в общих выражениях (например, "тара повреждена", "груз поврежден", "общая недостача десять кг" и т.д.), так как они не позволяют определить действительный характер, причины и размеры неисправностей, возникших при перевозке.

Записи необходимо делать с подробным описанием характера неисправностей.

Пункт 5.3.11 - при обнаружении недостачи или излишка массы брутто против массы, указанной в грузовой накладной, в акте должны быть даны ответы на следующие вопросы:

- общая масса грузов, указанная в грузовой накладной, определена взвешиванием всей партии или отдельных мест груза?

- имеется ли на местах груза маркировка отправителя о массе брутто и соответствует ли она фактической массе брутто, определенной при контрольном взвешивании?

- в помещениях аэропорта (в каких конкретно ) или на открытом воздухе и сколько времени хранился груз?

- соответствует ли тара установленным стандартам (ГОСТам) или техническим условиям и не могла ли упаковка способствовать порче грузов и уменьшению их массы?

Если в грузовой накладной указана масса каждого места в отдельности, то необходимо вновь взвесить места груза и указать в акте их фактическую массу брутто.

Пункт 5.3.12 - если на перевозку скоропортящихся грузов воздушным транспортом установлены нормы естественной убыли, в акте необходимо указать:

- какая оказалась недостача грузов против этих норм при взвешивании;

- соответствует ли качество грузов установленным техническим требованиям и имеется ли на данные грузы сертификат или качественное удостоверение.

Если на данные грузы нормы естественной убыли при их перевозке воздушным транспортом не установлены, а по своим свойствам они подвержены естественной убыли, то об этом необходимо указать в акте.

Пункт 5.3.13 - при обнаружении грузов, имеющих повреждения упаковки или перевозимых без упаковки, в акте подробно должны быть указаны следующие обстоятельства:

-в чем именно заключается неисправность (цела ли упаковочная проволока или контрольная металлическая лента, можно ли при такой неисправности упаковки изъять содержимое из тары);

- имеется ли россыпь грузов, в каком количестве и в каком месте обнаружена, соответствует ли масса указанной в грузовой накладной;

- характер повреждений упаковки (надлом частей, следы ржавчины, какого они происхождения);

- если по требованиям ГОСТ или техническим требованиям грузы должны перевозиться в упаковке (таре), то указать, в какой таре грузы сданы к перевозке;

- имеются ли какие-либо записи в грузовой накладной о разрешении перевозки грузов без упаковки;

- может ли обнаруженное повреждение препятствовать использованию грузов по назначению и требуется ли экспертное заключение ;

- если по мнению аэропорта отправителя или получателя такое заключение требуется, то для определения характера повреждения грузов и возможности их использования по назначению приглашается эксперт.

Пункт 5.3.14 - при обнаружении недостачи массы жидкого груза, перевозимого в бочках, указать:

-  в чем заключается повреждение (выпадание днищ, ослабление обручей и т.п.)

- какова заполненность;

- определить причины повреждений (например, разрыв от разности барометрического давления во время полета).

Если выявлены следы течи указать:

-  в каком месте имеется течь

- как были уложены бочки во время хранения в аэропортах

- имелись ли под бочками прокладки.

При обнаружении течи жидких грузов из бочек, не имеющих признаков повреждения, аэропорт обязан произвести экспертизу для установления причин течи и соответствия тары свойствам перевозимых грузов.

При подмочке грузов в акте указываются все признаки, которые обнаружены при осмотре тары (например, на скольких местах имеются сырые пятна, каковы размеры этих пятен, состояние грузов под пятнами и т.п.).

Пункт 5.3.15 - в акте должны быть сделаны записи о наличии на местах груза специальной отправительской маркировки о мерах предосторожности при обращении с данными грузами ("верх", "стекло" и т.п.).

Пункт 5.3.16 - при обнаружении повреждений кип или тюков с мануфактурой в акте необходимо указать, соответствует ли упаковка грузов стандарту или техническим условиям.

Если мануфактура упакована в кипы, указать материал (ткань, рогожа и т.п.) и способ (места увязаны веревками, металлической лентой или проволокой) упаковки, а также наличие и состояние пломб отправителя.

Пункт 5.3.17 - при обнаружении недостачи общей массы грузов указать в акте массу каждого отдельного места в поврежденной и исправной таре с тем, чтобы определить фактическую недостачу грузов в поврежденных местах (если имеется подозрение на то, что из мест груза с поврежденной тарой часть содержимого изъята, утеряна или похищена, то такие места подлежат вскрытию в установленном порядке).

Пункт 5.3.18 - при обнаружении следов хищения грузов в акте необходимо сделать записи:

- о следах хищения (например, целы ли опломбированные шнуры и исправны ли пломбы);

- о состоянии наружной упаковки и тары;

- о наличии следов выемки содержимого из места груза;

- о массе брутто места груза, в котором обнаружены следы хищения;

- о месте, времени и обстоятельствах, при которых обнаружено место груза со следами хищения;

-  о следах подделки или подчистки надписей, печатей, подписей на перевозочных документах на данные грузы и на местах груза;

- о других обстоятельствах, которые могут выявить причины хищения грузов и виновных лиц.

Пункт 5.3.19 - при обнаружении недостачи, порчи или хищения скоропортящихся грузов в акте необходимо сделать следующие записи:

- какие конкретно выявлены неисправности перевозки грузов (повреждение упаковки, россыпь, течь, порча, заплесневелость грузов и т.п.);

- в какие сроки данные грузы доставлены в аэропорт назначения или в трансферный аэропорт, считая с момента приема грузов к перевозке;

- кем разрешена перевозка;

- имеются ли при грузовой накладной качественные удостоверения или сертификаты, кем они выданы, правильно ли оформлены, какие сделаны записи в этих документах о качестве грузов, определен ли в них срок доставки данных грузов;

- в какой таре перевозились грузы и отвечала ли она техническим условиям или требованиям, установленным ГОСТ;

- каково состояние и качество тары;

- имеются ли щели между дощечками, через которые может сыпаться груз;

- плотно ли обиты ящики;

- обвязаны ли они проволокой или упаковочной лентой;

- в каком количестве содержимое грузов помещено в одну упаковку и соответствует ли масса одной упаковки груза техническим требованиям;

- одинаково ли наполнение содержимым всех мест груза или некоторые из них (сколько именно мест) наполнены по-разному;

- имеются ли признаки хищения грузов из упаковки (из скольких мест), чем обосновывается подозрение в хищении;

- правильно ли уложены грузы внутри упаковки и соответствует ли укладка техническим условиям;

- одного ли сорта и качества грузы помещены в одну упаковку;

- имеются ли на упаковке мест груза надписи о наименовании грузов и отправительская маркировка с указанием сорта, массы нетто и брутто и соответствия грузов данным маркировки, фактическому состоянию, качеству и массе нетто и брутто;

- в каких помещениях склада или на открытом воздухе и в течение какого времени находились грузы;

- перевозились ли грузы с сопровождающими лицами или без них;

- какие допущены нарушения по хранению и транспортировке при перевозке скоропортящихся грузов воздушным транспортом.

Пункт 5.3.20 - при составлении коммерческого акта оценка степени повреждения, порчи грузов или их части должна производиться экспертом. При такой оценке должны иметься счета, фактуры, прейскуранты и другие обосновывающие документы, на которые и должна быть сделана ссылка в коммерческом акте.

В остальных случаях оценка стоимости повреждения, недостачи, порчи или снижения качества грузов и выявление конкретных виновных лиц могут быть сделаны лишь после тщательного расследования.

Пункт 5.3.21 - начальник СОПГП (СОП) обязан систематически контролировать правильность составления коммерческих актов и их учет в книгах, а также обеспечивать своевременное проведение по ним расследований и принятие мер по недопущению неисправности перевозок.

Скачать образец, скачать пример "Коммерческий акт АВИА"

« Публикации

Читайте также

Украинские дороги будут строить частники

Власть решила объявить коцессионные конкурсы Украина намерена строить автодороги с использованием механизма концессии и в ближайшее время планирует об...

В Украине начинает работу еще одна авиакомпания

  Авиакомпания Швейцарии начинает полеты из Борисполя С воскресенья, 27 октября, из аэропорта Борисполь начнет выполнять ежедневные полеты крупнейшая ...

"Донбассаэро" заявила о банкротстве

Суд запретил кредиторам требовать от авиакомпании возврата долгов Хозяйственный суд Донецкой области по инициативе ООО "Авиакомпания "Донбассаэро" (До...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...