О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода её из кризиса

Результаты системного анализа деятельности по предотвращению причин возникновения ДТП отчётливо показывают её определяющие дефекты. Хуже всего на подготовку водителей воздействует её бессистемность. Подготовки водителей как системного процесса в России до сих пор нет. Легко обнаруживается отсутствие фундаментальных компонентов, функционально необходимых для системной и саморегулируемой деятельности автошкол.

В сфере подготовки водителей никогда не было и до сих пор нет подсистем управления деятельностью, подсистем различного функционального обеспечения и контроля этой деятельности, нет устойчивых горизонтальных, вертикальных и обратных связей. Статистическое обеспечение всех автошкол необходимыми показателями состояния и результатами их деятельности по подготовке водителей – хотя бы в качестве методических ориентиров – отсутствует полностью. Сегодня в России вся автошкольная сфера представляет собой рыхлое сообщество юридических лиц, предоставляющих образовательные услуги, осуществляющих свою коммерческую деятельность так же, как это делают любые торговые точки, поскольку государство фактически приравняло статус автошкол к статусу обычных хозяйствующих субъектов.

Внедрение общих правил рыночной деятельности в сферу подготовки водителей, которое рассматривается государством как эффективный источник развития конкуренции, способный повысить качество подготовки и обеспечить снижение аварийности, – абсолютно ошибочный путь, поскольку конкуренция может возникнуть и работать на общественную пользу только в хорошо организованных системах. Как отмечалось выше, умением организовать такую систему в сфере подготовки водителей наше государство пока не отличается. В результате происходят массовые нарушения законодательства, определяющего нормы участия автошкол в конкуренции на рынке образовательных услуг. Например, эти услуги могут свободно предлагаться по таким демпинговым ценам, по которым принципиально невозможно обеспечить необходимое качество подготовки водителей ни при каких усилиях и стараниях.

Свободный доступ на рынок для всех желающих и государственная защита предпринимателей привели к анархии в той сфере, которую государство обязано контролировать, – в обеспечении безопасности своих граждан. В петербургском комитете по образованию в конце августа 2008 г. числилось около 220 адресов организаций, где ведётся лицензированная подготовка водителей. В августе 2013 г. запрос в поисковой системе Яндекс выдал 416 адресов. Сколько из них работает официально, имея лицензию, а сколько – под прикрытием лицензии на другие адреса, – неизвестно, так как выдавать лицензию имеет право несколько ведомств. Открытого источника, объединяющего информацию о лицензиях, выданных организациям города, нет. Контролировать организации, выполняющие государственные функции, государство само себе запретило.

Независимо от качества работы (а скорее – совсем без него) липовые автошколы в течение того года, пока их нельзя проверять, могут спокойно свернуть свою деятельность и продолжить её под другим именем. Понятно, что управлять, не имея полного представления об объекте управления, невозможно.

Некомпетентно определённый вектор подготовки водителей в России – цели, содержание, технологии – не просто ошибочен, а направлен в сторону, диаметрально противоположную той, которая уже давно показала в Европе хорошие результаты.

Основной причиной ДТП является сознательное нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление транспортным средством (ТС) в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков и т. п. Плохо отработанные «механические» навыки управления ТС причинами ДТП практически никогда не являются. Эти выводы соответствуют и общепризнанной европейским сообществом иерархии факторов, влияющих на ОБДД, сформулированных в так называемой гаджет-матрице. Но в российской нормативно-правовой базе ни словом не упоминается необходимость формирования и последующей оценки личностных качеств, компетенций водителя, более всего способствующих предотвращению причин возникновения ДТП.

« Публикации

Читайте также

Беларусь возобновила продажу ж/д-билетов на поезда, идущие в Украину

Расписание еще будет уточняться, заявил беларусский перевозчик Белорусская железная дорога возобновляет продажу билетов на поезда в сообщении с Украин...

Монорельсовый транспорт. Проблемы, приоритеты и инновации. Решение транспортного коллапса

Монорельсовый транспорт легко интегрируется в городскую структуру и природный ландшафт, отвечает требованиям «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», а также мировым тенденциям развития транспорта по экономичности, безопасности и экологии.

Анализ перспектив развития электрифицированного автомобильного транспорта

Состояние и развитие промышленного производства в стране достоверно отражают такие интегральные показатели, как объем потребляемой электрической энергии и объем транспортных потоков, в том числе осуществляемых за счет автомобильного транспорта. Потребление электроэнергии в России за последние

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...