Избирательность чиновников Росдормониторинга наносит серьёзные убытки сектору коммерческих грузоперевозок

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 51 «О создании государственного учреждения «Центр международных перевозок Министерства транспорта Российской Федерации» был издан в соответствии с духом времени, требовавшим радикальных изменений в системе выдачи разрешительной документации на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования. С тех пор прошло более одиннадцати лет, за которые, казалось бы, эта разросшаяся организация должна была оптимизировать все рабочие процессы, связанные с обслуживанием многочисленных заявок на выдачу разрешений. Более того, должна была быть решена одна из главных задач, которая в своё время ставилась перед этим новым государственным учреждением – неукоснительное соблюдение регламента и снижение времени, необходимого для получения разрешительной документации.

Согласно Приказу Минтранса России №258 от 24 июля 2012г, срок между принятием заявки и выдачей разрешающего документа должен составлять не более 15 рабочих дней. На практике в данный промежуток времени чиновники укладываются далеко не всегда, рассматривая в первую очередь документы заявителей, которые работают через фирмы посредников.

Чтобы понять, откуда берутся такие посреднические услуги, достаточно набрать в поисковике Интернета фразу «помощь в получении разрешения на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов», чтобы увидеть десятки «транспортных» компаний, готовых взять на себя все хлопоты в этом непростом и как пишут на таких сайтах «затратном» процессе. Вот цитата с одного из таких ресурсов: «Согласование маршрутов требует временных затрат, в среднем - 10-30 дней. Конечно, при обращении к специалистам сроки могут быть сокращены – иногда до 3-7 дней». Что стоит за этими заманчивыми обещаниями понять несложно – как открыто пишут сами посредники: «налаженные связи и готовые решения», то есть взятки чиновникам. 

Зачастую «добровольные помощники» сами находят компании, нуждающиеся в подобных согласованиях, что однозначно демонстрирует определённую заинтересованность чиновников в «теневом» сотрудничестве. В результате одни перевозчики не имеют никаких проблем со своевременной выдачей разрешений, а другие должны по месяцу держать перевозимый товар на складах временного хранения, терпя соответствующие убытки или отказываться от перевозки.

Действующая с 1 апреля 2010 года система подачи заявок в электронном виде через государственный портал, на которую возлагалось столько надежд, также часто даёт сбои. Имеются реальные случаи, когда разрешения выдавались более чем в тридцатидневный срок, что является нарушением все регламентов, обозначенных в приказах профильного министерства. Но самое главное – никто из чиновников не несёт ответственность за подобную ситуацию, а вполне обоснованные претензии заявителей просто игнорируются или сопровождаются формальными отговорками.

То есть бюрократическая машина, функционирующая за счёт бюджета, в который поступают средства за выдачу разрешений на перевозку нестандартных грузов, чувствует себя превосходно. В то время как сами плательщики налогов и сборов, то есть косвенные «спонсоры» казенной бюрократии теряют немалые деньги из-за простоев груза, а иногда просто вынуждены закрыть предприятие! Поэтому об эффективности Росдормониторинга не может быть и речи, пока обычные заявители игнорируются в пользу компаний, оплачивающих услуги посредников, обещающих  в  недельный (!) срок  достать необходимый документ. И причём обещания эти выполняют. Сколько стоят такие поистине магические способности, остаётся тайной, однако коррумпированность системы не вызывает сомнений. Являясь подведомственной Росавтодору организацией, ФКУ Росдормониторинг успешно перенял «славные» традиции у своего головного предприятия, которое в своё время, занимаясь выдачей таких разрешений, демонстрировало высшие стандарты предвзятой бюрократии. 

Такая ситуация наносит ущерб не только владельцам грузов и перевозчикам, но и имиджу государства, которое давно желает гармонизировать эту сферу в соответствии с международными положениями. Но о какой гармонизации может идти речь, если подавая заявку в электронном виде, собственник груза рассчитывает на получение разрешения за две недели, а в результате ждёт месяц. Сложно даже себе представить срок ожидания разрешения, если пакет документов для согласования отправить по почте, что тоже предусмотрено приказом Министерства транспорта РФ от 28 марта 2013 г. №107.

К слову об этом новом приказе – в данном документе были  объединены все основные позиции, регламентирующие процесс выдачи разрешений на перевозку опасных и негабаритных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации. Согласно пункту №21 этого приказа,  запрещено требовать от заявителя «представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено настоящим Регламентом и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги». То есть под запрещённые действия, видимо, должны подпадать любые услуги посредников, однако, пока что на практике всё остаётся по-старому.

Что остаётся делать предпринимателям, которые регулярно получают разрешительную документацию с опозданием? Первый вариант – направить жалобу в тот же Росавтодор на нарушение установленного временного регламента, а если не поможет – обратиться с аналогичной претензией непосредственно в Минтранс РФ. Параллельно имеет смысл направить отдельное обращение в региональную прокуратуру  с перечислением фактов зафиксированных нарушений. Возможно, определённые сдвиги в отношении конкретной компании и произойдут, но вряд ли это изменит ситуацию в целом.

Чтобы успешно бороться с коррупционной составляющей в этом секторе, необходимо ввести систему персональной и конкретной ответственности ответственности чиновников и ужесточить меры наказаний.

Существующие сегодня выговоры и «нагоняи» вряд ли способны напугать опытного бюрократа, связанного с не менее опытными «плодоносящими» посредниками. Постоянный рост объёма грузоперевозок требует сокращения сроков, необходимых для рассмотрения соответствующих документов. Причём не за счёт увеличения бюрократического аппарата, а с помощью эффективной реорганизации менеджмента и модернизации системы электронной подачи заявок.

Снижение коррупции в области выдачи разрешительной документации – это задача государственного масштаба, которую невозможно решить одними приказами Минтранса. Эта непростая проблема требует создания целого ряда результативных инструментов, одним из  которых может стать публичный открытый раздел жалоб и реакций на такие обращения, который будет размещён на официальном сайте  Росавтодора. Чтобы каждый владелец груза, не получивший разрешение в установленные сроки, мог в тот же день выложить свою претензию на государственном портале для публичного обсуждения. А пока в разделе «Опрос общественного мнения» на сайте Росавтодора будет, как сегодня, висеть детская анонимная «голосовалка», убытки собственников груза будут косвенно перекладываться на плечи всех российских покупателей из-за вынужденного повышения цен.  Также необходимо разработать возможность общественного воздействия.

 

 

« Публикации

Читайте также

Харьковчан продолжают мучить повышением цен на проезд

  В метро снова заговорили о необходимости пересмотреть и без того высокий тариф Нынешний год для кошелька харьковчан выдался весьма сложным: не прохо...

Одесса встала в гигантских пробках: горожане жалуются на дыры в мосту и "испарение" асфальта

  На Горбатом мосту ограничили движение из-за очередного ремонта Горбатый мост в Одессе снова латают. Из-за этого на нем в очередной раз ограничили дв...

7 декабря  в рамках «Транспортной недели-2012»  состоялась  Международная конференция «Совершенствование государственного надзора за бе

14 декабря 2013
В конференции приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации Александр Касьянов, представители меж...

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту

11 декабря в Москве состоялось заседание российско-французской Смешанной комиссии по автомобильному транспорту 14 декабря 2013
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, французскую – генеральный инспектор администрации устойчивого развити...

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра

12 декабря в Москве Министр транспорта РФ Максим Соколов и Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписали  Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и Пра 14 декабря 2013
В Меморандуме отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной б...

Поездом «Викинг» в прошлом году перевезено 58,9 тыс. TEU

14 декабря 2013
По уточненным данным, согласованным со всеми операторами поезда «Викинг» (Литва – Беларусь – Украина), объем перевозок контейнеров в 2012 г. по маршру...